Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
В соответствии с языческими представлениями древних саамов и ху дожественным вымыслом писатель наделяет птицу чертами человека: во рон организует сопротивление врагам и защиту от них саамов, предупре ждает жителей об опасности, «стрелы да луки в руки лопинам вкладыва ет», зовет на помощь друзей-воронов и вместе с ними гонит с земли лопи- нов врагов - чудь иноземную. Ворон приносит удачу хозяину, ему свой ственны чувство благодарности и самоотверженности. Тотемический ге рой Ворон-вещун - помощник человека в борьбе со злом, защитник лопи- нов. В сказке использован мотив окаменения, характерный для саамского фольклора - в конце повествования ворон окаменевает и превращается в гору Карнасурт. Тотемические представления древних саамов положены также в ос нову сказки «Подарок чайки», давшей название всему сборнику. Подоб ный сюжет известен у народов Сибири: «Когда бесплодная женщина об ращалась к орлу с просьбой дать ей детей и после этого у нее рождался ре бенок, он считался рожденным от орла. В этом случае орел являлся тоте мом материнского рода» [146, с. 35]. В сказке Н. Большаковой чайка за спасение своих птенцов дарит детей бездетной саамской семье. Рождение близнецов - девочки и мальчика - предсказано женщине во сне. Дети по лучают имена в честь чаек: мальчик в честь озерной - Церьха, девочка в честь речной - Кайе, и души птиц, которым покровительствует Бог- дедушка - Йиммель-аень. Со временем у детей проявляются большие ша манские способности, чем у нойды ': они предсказывают гибель своего отца от медведя, спасают мать от болезни, врачуют сородичей. В чудодей ственной силе детей отражены языческие представления саамов о близне цах - их рождение в древности считали божественным чудом, что объяс няется верой древних народов в сверхъестественное зачатие. «Раньше счи тали, что от связи мужчины и женщины близнецы родиться не могут, для этого необходимо соединение женщины со сверхъестественным суще ством или животным» [146, с. 116]. В сборнике сказок Н. Большаковой са кральным смыслом наделена водоплавающая птица - чайка, что также со ответствует языческим представлениям саамов. Она является символом истока, начала: в мифологии - сотворения Земли, в цикле сказок - начала сборника, начала творчества Большаковой как писателя. Кроме того, в сказке «Подарок чайки» заключена главная идея всего сборника: жизнь без любви не имеет смысла и будущего. Понимание этой истины дарит чайка. 1Нойд - саамский шаман. В том же значении - нуэйт, нойда. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz