Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

главными при этом являются птица-Солнце и птица-Земля. Полюбив друг друга, Птица-Солнце и Птица-Земля дают начало новому существу - оле­ ню, прародителю саамов, которого называют Мяндаш-пырре. От отца- Солнца Мяндаш получает золотые рога, от матери и отца наследует черты летучести, поэтому бег его сродни полету: «Лети, Мяндаш, ищи себе судь­ бу» [25, с. 6]. Благодаря такой способности Мяндаш-пырре преодолевает расстояние «от края и до края земли» в поисках любимой. С помощью чу­ десной силы превращает он понравившуюся ему девушку в важенку1, с которой и связывает судьбу. Плодом их любви становится человечье дитя. Когда ребенок подрастает, Мяндаш-пырре завещает сыну тундровые про­ сторы, наставляя при этом: «Должен ты беречь землю-кормилицу и быть оленям всем братом родным» [25, с. 8]. Являясь «прародителем земли тундровой», Мяндаш предсказывает, что от сына пойдет саамский род. Та­ ким образом, в сказке представлена цепочка происхождения саамов от Мяндаша, а через него - от Солнца, что соответствует мифологическим представлениям древних саамов. Интересен и такой факт: до написания сказок Н. Большакова не интересовалась этнографией саамов и по лопари- стике прочитала только одну статью о «шумерах» Лапландии, которая бы­ ла напечатана в журнале «Наука и религия». В сказке в соответствии с языческим мировоззрением саамов в виде птицы представлен космический медведь, на котором Птица-Солнце летает в поисках невесты. Миф о мед- веде-первопредке, спустившемся с неба, известен также в общих финно- угорских мифах [117, с. 8]. В «Сказке о том, как гора Карнасурт название свое получила» глав­ ным героем является ворон, однако семантическое наполнение образа иное, нежели во фрагменте мифа о появлении земли, в котором мифологи­ ческий ворон должен был выполнить роль демиурга [179, с. 54-56]. В сказ­ ке о горе Карнасурт отражены тотемические представления саамов. Саам Оця подбирает вороненка с подбитым крылом, выхаживает его, а когда птица вырастает в красивого большого ворона, она, в свою очередь, начи­ нает помогать Оце: на охоте указывает местонахождение зверя, на рыбалке посылает хороший улов. Птица предсказывает погоду, горе, радость, при­ тягивает удачу в жизнь саама, то есть выполняет функцию тотема, который опекает, хранит свой род. Сказка отсылает к этиологическому мифу, объ­ ясняя происхождение земного рельефа с точки зрения саамов - появление горы Карнасурт (гора Ворона). 1Важенка - самка оленя. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz