Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

шаманском бубне [172, с. 219]. Млечный путь у саамов считался лестницей птиц, что соответствует представлениям финно-угорских народов [117, с. 8]. Сохранились фрагменты саамского космогонического мифа, где роль демиурга исполняет водоплавающая птица [179, с. 54, 84]. Для народов- охотников характерны тотемические мифы о браках с животными. Жени­ хами становились вороны, искавшие себе невест среди саамских девушек. Обычно это был ворон-оборотень, который выклевывал один глаз у жены. Образ птицы присутствует в обрядовом и необрядовом фольклоре саамов. Во время сватовства жених обращался к родителям невесты со следующими словами: «Я пришел за уточкой, не могу ли уточку пой­ мать?», обещал им кормить и беречь «уточку». В этом обряде инициации сохранилось почитание птицы как существа, имеющего отношение к рождению нового, к рождению жизни [172, с. 276, 283]. В более совре­ менном свадебном обряде невесту называли птичкой [25, с. 93]. Наконец, образ птицы —один из самых часто встречающихся образов животного ми­ ра в саамских паремиях [118]. Птичьими чертами наделен олень Мяндаш1, о котором в охотничьем мифе говорится: «Черную голову держит высоко, закинул рога и на неви­ димых крыльях летит. Ветры вольные его дыхание, они несут его в полете, в пути» [181, с. 80]. Птица участвует в цепочке реинкарнаций «рыба - олень - птица - олень - рыба», развернутой по вертикали мирового древа, которая «позволяет проследить мифологические истоки и связь разных форм промысловой деятельности» [153, с. 257]. Образ птицы встречается уже в первом сборнике Н. Большаковой - «Подарок чайки» (1996). Сказка о чайке приснилась писательнице, и во сне ей было сказано: «Ты - женщина-птица». Чтобы выбрать название сборни­ ка, известный мурманский поэт В. Тимофеев предложил Н. Большаковой написать 60 вариантов словосочетаний. Одним из них явилось словосоче­ тание «подарок чайки», которое и легло в название приснившейся сказки и всего сборника. В первой сказке сборника - «Прародитель Мяндаш» - автор выстра­ ивает свою сказочную Вселенную. Роль демиурга выполняет птица- Вселенная, отложившая яйцо, из которого вылупилось много птенцов: Мяндаш —саамское божество в виде золоторогого оленя, легендарный предок са­ амов. В легендах о Мяндаше отразились древнейшие тотемические представления са­ амов. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz