Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.
му переосмысливанию, переорганизации в соответствии с художествен ными смыслами [86, с. 91]. Обращение писателя к народным истокам по могает сохранению традиций устного творчества саамского народа, пере даче этнических ценностей, формирует своеобразие национальной литера туры и особенность стиля самого национального писателя. Фольклор не только воздействует на литературу на уровне жанров, тем, мотивов, образов, но через фольклор литература наследует элементы мифологического миросозерцания, образцовую этническую модель пове дения. Этот процесс не происходит механически: обращаясь к мифологии и фольклору, художник слова использует архетипические образы, выстра ивая собственное видение мироздания, наполненное этническими смысла ми [49, с. 95]. Особую роль в художественном мире саамской сказочницы играют мифологические и фольклорные персонажи, среди которых важное место занимает архетипический образ птицы. Птицы играли большую роль в культуре саамов: так, одним из тра диционных видов промысла коренного народа Севера была охота, в том числе на птиц. Дети рано научались ставить силки на куропаток, которых считали летучей рыбой [91, с. 38]. Основную часть петроглифов на Канозере1составляют изображения животных, среди которых птицы - журавли, утки, гуси. С птицами связаны отдельные элементы саамского орнамента: кыррьтэй лоанът ‘летящая птица’, рыбп ручч ‘следы куропатки’; рыбп кийе ‘лапки куропатки’, лоанЬт кебпьленч ‘птичья лапка’. Белоснежный треугольник с петлями на углах обозначает парящую северную птицу кыррьтэй лоанът ‘летящая птица’ [16, с. 40]. Образ птицы занимает определенное место в саамском народном ка лендаре, который отражает многие стороны жизнедеятельности этноса на разных этапах его развития: временной отрезок, соответствовавший фев- ралю-марту, назывался нюххчманн ‘лебединый месяц’ [25, с. 50]. В это время в Лапландию начинали прилетать лебеди. Некоторые из старейших саамских клейм2 имеют названия «воронья лапа», «птичий клюв» [25, с. 135]. Названия птиц встречаются на карте по луострова: Карнасурт - гора Ворона, село Воронье. Птицы изображены на 1 Петроглифы - наскальные рисунки, живопись древних художников. Петроглифы на берегах и островах озера Канозеро датируются 3-4,5 т. до н.э. Клеймо —знак, налагаемый на предметы, метка, печать. У саамов служили знаком собственности. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz