Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

му переосмысливанию, переорганизации в соответствии с художествен­ ными смыслами [86, с. 91]. Обращение писателя к народным истокам по­ могает сохранению традиций устного творчества саамского народа, пере­ даче этнических ценностей, формирует своеобразие национальной литера­ туры и особенность стиля самого национального писателя. Фольклор не только воздействует на литературу на уровне жанров, тем, мотивов, образов, но через фольклор литература наследует элементы мифологического миросозерцания, образцовую этническую модель пове­ дения. Этот процесс не происходит механически: обращаясь к мифологии и фольклору, художник слова использует архетипические образы, выстра­ ивая собственное видение мироздания, наполненное этническими смысла­ ми [49, с. 95]. Особую роль в художественном мире саамской сказочницы играют мифологические и фольклорные персонажи, среди которых важное место занимает архетипический образ птицы. Птицы играли большую роль в культуре саамов: так, одним из тра­ диционных видов промысла коренного народа Севера была охота, в том числе на птиц. Дети рано научались ставить силки на куропаток, которых считали летучей рыбой [91, с. 38]. Основную часть петроглифов на Канозере1составляют изображения животных, среди которых птицы - журавли, утки, гуси. С птицами связаны отдельные элементы саамского орнамента: кыррьтэй лоанът ‘летящая птица’, рыбп ручч ‘следы куропатки’; рыбп кийе ‘лапки куропатки’, лоанЬт кебпьленч ‘птичья лапка’. Белоснежный треугольник с петлями на углах обозначает парящую северную птицу кыррьтэй лоанът ‘летящая птица’ [16, с. 40]. Образ птицы занимает определенное место в саамском народном ка­ лендаре, который отражает многие стороны жизнедеятельности этноса на разных этапах его развития: временной отрезок, соответствовавший фев- ралю-марту, назывался нюххчманн ‘лебединый месяц’ [25, с. 50]. В это время в Лапландию начинали прилетать лебеди. Некоторые из старейших саамских клейм2 имеют названия «воронья лапа», «птичий клюв» [25, с. 135]. Названия птиц встречаются на карте по­ луострова: Карнасурт - гора Ворона, село Воронье. Птицы изображены на 1 Петроглифы - наскальные рисунки, живопись древних художников. Петроглифы на берегах и островах озера Канозеро датируются 3-4,5 т. до н.э. Клеймо —знак, налагаемый на предметы, метка, печать. У саамов служили знаком собственности. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz