Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Сакральным в финно-угорской мифологии является образ птицы, с которым связаны космогонические мифы. Древние люди наделяли водо­ плавающих птиц особыми сверхъестественными способностями из-за их возможности свободно существовать в трех стихиях: воде, земле и возду­ хе, поэтому финно-угорский миф о сотворении суши связан именно с та­ кой птицей. По велению богов она достала со дна великого праморя зем­ лю. «Умение летать в мифологическом восприятии превращало птицу в существо, которое обладало божественным даром общаться с небесами, быть связующим звеном между богами и человеком» [65, с. 1877]. В саам­ ской мифологии такой птицей была утка или оляпка [179, с. 54, 84]. Литературная сказка Большаковой сохраняет непосредственную связь с мифологическими и фольклорными источниками и традицией им­ провизации. В сказках писательницы отразились представления древних саамов об устройстве Вселенной, сотворении мира, человека, добрых и злых духах, дохристианские верования саамов: анимизм, тотемизм, шама­ низм, фетишизм, что позволяет говорить о мировоззренческом фолькло- ризме ее произведений. Своеобразие художественного мира сказок состав­ ляют фольклорные сюжеты, народно-поэтические образы, мотивы фольк­ лорных источников и собственно авторская фантазия, т.е. сочетание мифо­ логического фольклоризма с писательским вымыслом. Обращение к саамскому фольклорному жанру майнс свидетельствует о жанровом фольклоризме в сборнике «Подарок чайки». Жанровый фолыслоризм прослеживается в книге рассказов Н. Большаковой «Тиррв по-саамски —здравствуй!», которая имеет подза­ головок «Рассказы о ловозерском детстве». Это прежде всего влияние муштоллы («на ум пало, на ум пришло») —рассказов о событиях дня, ино­ гда бытовавших в форме песен.) Само слово муштолла восходит к корню мушшт, что значит «память» [8, с. 176]. Все рассказы сборника посвящены воспоминаниям детства писателя, события, положенные в их основу, пере­ даются фактологически точно, подробно, что соответствует жанру муштоллы. Насыщенность рассказов автобиографическими и биографиче­ скими фактами обусловлена фольклорно-эстетическими принципами, «культурной кодировкой этноценностей аутентичной культуры саамов России» [166, с. 286]. Заимствуя из фольклора сюжеты, религиозные и мифологические представления своего народа, писатель не переносит механически устно­ поэтическую традицию в ткань повествования, а подвергает ее творческо­ 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz