Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

высекает огонь - молнии [117, с. 170]. В сказке «Как Аййк - Бог Грома зло наказал» он пускает стрелы-молнии в злых нойдов за то, что они направи­ ли против людей умение колдовать, полученное от высшего Бога. Героями сказок Н. Большаковой являются и обитатели Среднего ми­ ра. Разиайке, хранительница оленьих стад, помогает людям победить злого нойда, Талл-медведь - найти родник с живой водой, чтобы избавить са­ амов от болезни, которую наслал на них шаман. К духам Среднего мира относятся Сейды, культ которых был отра­ жением фетишизма в воззрениях саамов. С одной стороны, этот культ свя­ зан с поклонением предкам (камни антропоморфного вида), с другой - сейды рассматриваются как покровители промыслов (охоты, рыболовства). По поверьям саамов, сейдом становился нойд после смерти —в сказках Н. Большаковой в этом случае речь идет о злых шаманах. Духи, населяющие Средний мир, в сказках Н. Большаковой ведут се­ бя с людьми по-разному: Дух Воды помогает нойду вершить злые дела против саамов, Духи Тундры, Ночного Леса, Болотный Дух и Духи Силы Нечистой не причиняют людям зла, а скорее выполняют воспитательную функцию, пугая непослушных детей. Луот-хозен, хозяин оленьих стад, спасает малыша в люльке и становится ему приемным отцом, а Разиайке, хранительница оленьих стад, - приемной матерью. Они берегут саамского мальчика и помогают ему найти свою судьбу. Зло в сказках представлено в образах чуди (врагов) и злых нойдов. Как в исторических и героических сказаниях, в сказках Н. Большаковой саамы одерживают победу над чудью хитростью: заманивают в такие ме­ ста, где враг не может оказать достойного сопротивления. Помогают в борьбе с чудью фольклорные герои: Ворон, призывающий на помощь стаи птиц, Мать-Земля, укрывшая саамов в своем теле —земляных домах. Дей­ ствуют в сказках и существа иного мира: Оадзэ-Паучиха —женщина-паук, связанная с преисподней, Чаххкли —маленькие человечки, живущие под землей, Тшаккалачак - Чаххкли-старик. Еще одним героем саамских сказок является Роаввк - саамский вам­ пир, который внушал саамам ужас. Это чаще всего дух мертвого нойда, обитатель преисподней. Роаввком мог стать не по правилам похороненный покойник. В цикле «Подарок чайки» одна из сказок так и называется - «Нойд-Роаввк». Победить Роаввка мог только Пеййв-Солнце, лучей кото­ рого дух боялся. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz