Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

Особо почитаемым в саамском пантеоне божеством являлся персо­ нифицированный Пеййв-Солнце, обитатель Верхнего мира, которому по­ священ самый древний фольклор саамов. Его изображение как необходи­ мый атрибут присутствует на саамском бубне. День в понятиях древних саамов начинался тогда, когда Солнце объезжало небо на медведе или олене и правило порядком в мире. Солнцу и его детям посвящен древней­ ший фольклор коренного народа [130, с. 12]. В мифологической сказке Н. Большаковой «Прародитель Мяндаш» от брака Пеййв-Солнца и птицы- Земли рождается Мяндаш-пырре, который потом дает начало всему саам­ скому народу. В сказках «Судьба, выпрошенная у Иммлесьт-Бога» и «Как ягоды в тундре получили цвета» Пеййв-Солнце помогает своему отцу Им- мель-Богу обустраивать Вселенную и Землю. Героем сказок «Прародитель Мяндаш» и «Как Мяндаш-пырре из охотников-саамов пастухов сделал» является олень-человек Мяндаш, са­ амское божество в виде оленя, тотемный предок саамов. В народных ле­ гендах о Мяндаше отразились древнейшие тотемические представления саамов, в частности культ дикого северного оленя. В сказке Н. Большако­ вой функция Мяндаша как мифологического персонажа остается неизмен­ ной: рожденный от Солнца, он является прародителем саамского человека. Кроме того, Мяндаш - хранитель древних традиций и завета саамских «праудедков» (прадедов): «Должен ты беречь землю-кормилицу и быть оленям всем братом родным». В сказке «Землюшка, прости», записанной собирателем саамского фольклора В.В. Чарнолуским, этот завет звучит следующим образом: «Деды и прадеды наших прадедов учили нас: «Землю надо беречь. Как она досталась нам в поросли трав и во мхах, поросшая лесами и кустами и всякой зеленью, так и беречь ее надо зеленую» [179, с. 12]. Мотив бережного отношения к родной земле прослеживается и в других сказках цикла: «Зачерпни воды из родника. Да бережно, не испугай родник, с поклоном у Матери-Земли воду проси» («Сказка о живой и мертвой воде»), Мяндаш-пырре, превратив саамских охотников в пасту­ хов, одаряет их способностью к оленеводству, тем самым делая ненужной охоту на диких оленей. Таким образом объясняется происхождение олене­ водства у саамов. Аййк - Бог Грома также почитался саамами по всей Лапландии. Аййк преследует злых духов, бросая в них молнии-стрелы. Этому боже­ ству иногда приписывали власть над морем, водами, ветрами и жизнью людей. Характерным атрибутом громовника является кремень, которым он 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz