Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

(«Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил»). В камень мог превратиться олень, человек, предмет. Еще один характерный для саамского фольклора мотив - мотив обо- ротничества обыгрывается в сказках «Прародитель Мяндаш», «Как Сирьке жену себе добывал», «Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил», «Сча­ стье дочери мышиного короля», «Как Пудзэ-Вилльй оллмэ искал», «Сказка о любви», «Сказка о том, как Уммьп-Явьресьт поселился фиолетовый кол­ дун и сгубил озеро» и др. В сказках из сборника «Подарок чайки» люди превращаются в животных и предметы природы (например, в ягель, ва­ лун), животные - в людей. С тотемическими воззрениями древних саамов связаны сюжеты о браке животного с человеком, использованные в сказках «Прародитель Мяндаш» и «Счастье дочери мышиного короля», где речь идет еще и о превращении человека в оленя и лягушки в человека. Во многих сказках сборника «Подарок чайки» повествуется о борь­ бе-состязании нойдов - злых («Как Аййк - Бог грома зло наказал») или злого с добрым («Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил»). Вера в мо­ гущество нойдов связана была у саамов с дохристианскими религиозными верованиями. Населяя весь окружающий мир духами, древние саамы иска­ ли способы общения с ними, обращались к ним за помощью, для чего в племени выделялись посредники - шаманы. В сказке «Как самь оллмэ Куйву победили» ярко и подробно описан обряд камлания - гадания ной­ да, в «Сказке о том, как Уммьп-Явьресьт поселился фиолетовый колдун и сгубил озеро» - колдовство нойда, который насылает непогоду в день сва­ дьбы Света Утреннего и дочери царя Голубого плаща, чтобы помешать влюбленным и завладеть подводным царством. Особую роль в художественном мире сказок Н. Большаковой играют мифологические и фольклорные персонажи, которые помогают воссоздать картину мира древних саамов, выполняют сюжетообразующую функцию, а также позволяют раскрыть авторский взгляд на мир и человека в нем. Мифология саамов, как отмечал Н. Харузин, была «богатой и хоро­ шо развитой, отвечала всем вкусам и потребностям коренного народа и не оставляла для них ни одного неразрешенного вопроса» [172, с. 136]. Геро­ ями сказок сборника «Подарок чайки» являются обитатели всех трех уров­ ней саамской мифологической Вселенной: Верхнего мира - небесного, Среднего - мира земного и Нижнего - преисподней. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz