Бакула, В. Б. Мифо-фольклорные истоки литературы российских саамов : монография / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 149 с.

ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ СААМСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1.1. История изучения духовной культуры саамов Культура каждого народа своеобразна и уникальна, что проявляется «в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребно­ стей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.» [133, с. 27]. Культурные различия этносов являются результатом этнокультурогенеза - «формиро­ вания в процессе этногенеза специфических особенностей материальной, духовной и социальной культуры этнических общностей, свойственного им стереотипа поведения, способов адаптации к природно-климатическим условиям, форм жизнедеятельности» [104, с. 293]. Этнографическая самобытность саамов явилась результатом их про­ живания с незапамятных времен в суровых арктических условиях Севера, разнообразных культурных связей, которые исторически уходят в глубо­ кую древность [32, с. 89; 41, с. 43; 52, с. 410; 64, с. 142, 146; 102, с. 19; 191, с. 64]. Своеобразная арктическая культура коренного народа Заполярья от­ личается не только от культуры европейских соседей, но и от культуры народов Зауралья (самодийцев, обских угров), сходных с ними по услови­ ям жизни. Так, например, в общественной жизни саамов вплоть до начала XX в. сохранялись пережитки первобытнообщинного строя [179, с. 255, 256]. Уникальность саамской культуры давно привлекала исследователей и путешественников, которые в разное время на территории проживания российских саамов собрали достаточно большой материал по этнографии, фольклору, языку коренного народа Севера. Непонятной, вызвавшей много различных трактовок была такая особенность саамской культуры, как при- родосообразность. Сведения о жизни, занятиях и верованиях саамов встречаются еще в русских летописях. Население Кольского полуострова именуется как «ле- шая» (лесная) или «дикая лопь». Русские источники отмечали те же черты их быта, что и западноевропейские документы. Например, монашеские ру­ кописи основанного в 1436 году Соловецкого монастыря свидетельствова­ ли, что «лопляне ... яко зверие дикие живутце в пустынях непроходимых, в разселинах каменных, не имуще ни храма, не инаго потребного к жи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz