Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

литераторов208. Сохраняется традиция устного сказывания, которая заявила о себе в рассказах Г.П. Лукина. В последнее десятилетие XX века в саамской литературе появился жанр литературной сказки в творчестве С. Якимович, Н. Большаковой, Н. Фениной. Сказки, написанные Большаковой, отличаются разнообразием: «от мифологической о сотворении мира до сказки-метафоры о судьбе первой саамской поэтессы и философской о предназначении человека»209. В них ярко прослеживается влияние народно-поэтического творчества. О влиянии героико-исторических народных сказок говорят сюжеты о борьбе с врагами («Как Мяндаш-пырре из охотников-саамов пастухов сделал», «Как самь оллмэ Куйву победили», «Сказка о том, как гора Карнасурт название свое получила», «Сказка о том, как земля у саамов рост забрала»). К фольклорным относятся сюжеты о саамских шаманах (нойдах) («Кутькхемь-бессердечный», «Нойд-роаввк», «Сказка о живой и мертвой воде»). Примером могивного заимствования являются сказки с использованием мотива окаменения, одного из самых распространенных в саамском фольклоре, мотива оборотничества («Прародитель Мяндаш», «Как Пудзэ-Вилльй оллмэ искал», др.). Для сказочной прозы Н. Большаковой характерна структурная модель заимствований: сказки «Прародитель Мяндаш», «Как ягоды в тундре получили свои цвета», «Как земля у саамов рост забрала», «Как гора Карнасурт название свое получила» построены по модели древнейших этиологических мифов. Для литературной сказки Н. Большаковой характерна импровизация, в ней отражаются представления древних саамов о Вселенной, сотворении мира и человека. Все это говорит о мировоззренческом фольклоризме в творчестве Н. Большаковой. Сочетание писательского вымысла с заимствованием фольклорных сюжетов и мотивов, народно-поэтических образов составляет своеобразие художественного мира сказок писательницы. Обращение к саамскому фольклорному жанру майнс свидетельствует также о жанровом фольклоризме в сборнике сказок «Подарок чайки». В произведениях современной саамской писательницы обнаруживается глубинная связь с мифологией и фольклором саамов на уровне архетипов. Так, в романе «Алхалалалай», первом романе в саамской литературе210, доминирует архетипический образ Солнца, 208 См. стихи А. Бажанова «Осень», «Северное сияние», «Ходит по тундре немым изваянием», стихи и поэма О. Вороновой, сказки Н. Большаковой из сборника «Подарок чайки». 209Бакула В.Б. Мифо-фольклорная основа сказок сборника Н. Большаковой «Подарок чайки»// Вестник угроведения, Ханты-Мансийск. 2017. № 1 (28). С. 7-15. 2|0Второй роман в саамской литературе - «Письма в школьных тетрадках» также принадлежит перу Н. Большаковой. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz