Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

исторических, этнографических и экономических описаний своего края, справочников и путеводителей. Уже в то время значительное место в краеведческих исследованиях занимало изучение культуры, быта, народного творчества края. В развитии школьного краеведения в России большая роль принадлежит русскому педагогу, писателю, основоположнику научной педагогики К.Д. Ушинскому. Именно он в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении и тем самым показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края1. Идеи К.Д. Ушинского были поддержаны виднейшими педагогами того времени: Н.Х. Весселем, Э. Петри, А. Соколовым, Г. Ивановым и др. Мысль о педагогической ценности краеведения поддерживал Л.Н. Толстой, методист-историк В.Н. Уланов, которому принадлежит термин «краеведение», который он впервые употребил в 1914 г. в книге «Опыт методики истории в начальной школе». О важности краеведческой работы с учащимися говорится в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» в 1918 г. Неоднократно о значении школьного краеведения говорили в своих работах и выступлениях М.И. Калинин, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская. Школьное краеведение, с их точки зрения, является важнейшим средством связи обучения с жизнью, всестороннего развития личности, воспитания патриотизма. 25 августа 1932 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», где было указано на необходимость «в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии, истории... ввести элементы краеведения...»2. Именно в 20-30-е гг. были заложены основы дальнейшего развития краеведения. На важность изучения родного края было указано в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в 1984 г., что отразилось в новых программах по школьным предметам. Ценный вклад в разработку основных проблем школьного краеведения после принятия «Закона РФ об образовании» (1992 г.) внесли учителя разных дисциплин: географии, истории, экономики, экологии и др. Тогда же появились методические труды: по общей теории и истории школьного краеведения (П.И. Иванов, С.О. Шмидт), по методике использования краеведческого материала на уроке (А.И. Сгрижева, А.А. Вагина, Ю.А. Кназева). Региональный компонент содержания образования стал обязательным для всех школьных дисциплин. 'Краеведение: пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова / под ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1987. С. 4. 2Краеведение: пособие для учителя. С. 5. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz