Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

поэта ярко выделяются две ключевые темы —тема природы и тема памяти. Тема природы не трактуется в традиционной для русского менталитета оппозиции природа-храм или природа-мастерская. Для саамов, коренных жителей Заполярья, еще в начале XX в. ведущих кочевой образ жизни, природа являлась средой обитания, домом, «особым ладом бытия»196. Этим объясняется художественный образ Севера в творчестве А. Бажанова. Для поэта характерно использование развернутой метафоры в пейзажных зарисовках. Лирический герой ощущает себя на равных и нераздельно с окружающей его природой: излюбленным у поэта является образ Солнца, не случайно Бажанова называют солнцепоклонником197. Оно присутствует прямо или опосредованно почти в каждом стихотворении поэта и в названии сборника, поэтому стихи первой книги наполнены светом и теплом. Тема памяти в творчестве А. Бажанова сопряжена с темами детства, войны, народных вековечных традиций. Поэзии Бажанова свойственна автобиографичность - в основу многих стихов положены воспоминания о событиях, в действительности имевших место в его жизни, такие стихотворения сюжетны («Сказки Пушкина», «Дед учителем был сверхстрогим», «Камелек», «Гимнастерка», «Дед собирал нехитрую поклажу», «Пастух», «Тулома»), Первая книга поэта насыщена фольклорными образами («Ходит по тундре немым изваянием», «Северное сияние», «Первое солнце»). Для изображения природы поэт использует прием антропоморфизма, который был основной чертой мифологического миропонимания саамов. Благодаря эпитетам, сравнениям и метафорам, мир природы становится сказочным, а этнографические детали придают стихам А. Бажанова этнический колорит («Обычай предков», «Камелек»). Особенности художественного мира первой книги поэта, темы, заявленные в ней, получили свое дальнейшее развитие в следующих стихотворениях. А. Бажанов - автор первой повести в саамской литературе. Благодаря произведению А. Бажанова, читатель впервые знакомился с бытом и психологией саамских оленеводов, этническими ценностями коренного народа Севера. В повести «Белый олень» ярко прослеживается влияние саамского устного народного творчества и русской литературы. Символично название повести: «белый, как снег», олень с золотыми рогами является тотемным предком саамов198. Образ Белого оленя символизирует в повести мечты главного героя о победе в соревнованиях 19бРогачев В. Спасенный оленем // Ненецкая литература: сборник / составитель В. Огрызко. Москва: Литературная Россия, 2003. С. 207. |97Болыдакова Н.П. Солнце над тундрой // Антология саамской литературы / [авт.-сост. Н.П. Большакова, В.Б. Бакула, авт. вступ. ст. Н.П. Большакова]. Мурманск: Опимах, 2012. С. 83. |98Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 74, 84. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz