Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.
О. Андреева не отказывает Колычеву в самобытности и таланте, называя лучшими его «Зрачок звонаря», стихотворение «24 октября»182. Игорь Козлов в своем творчестве прошел путь от защитника коммунистической идеи до осознания трагической неустроенности в мире. Его новый лирический герой - «ищущий Бога, то склоняющийся перед Его волей, то бунтующий, богохульствующий», детски ранимый, тоскующий по гармонии и теплу183. На периферии литературной критики остаются стихи Александра Судакова - о нем писали меньше всего, между тем, О. Андреева отмечает его «серьезные, умные, умно-ироничные стихи», в которых слышится «заявка на собственный голос»184. Выделяет критик из поэтических публикаций стихи Полины Беспрозванной и Дмитрия Кочурова - представителей петербургской поэтической школы, поэтику которых отличает «выраженная связь с мировой культурой, интеллектуализм, взыскательное отношение к слову, акмеистическая сдержанность и холодноватая «точность попадания». Эти поэты сберегли собственную индивидуальность в рамках школы, не попали ни под чье влияние185. У Т. Агаповой критик отмечает «взыскательное отношение к слову», «христианское принятие всего в своей судьбе», однако отказывает поэту в силе голоса и темпераменте186. К поэтам, свободным от литературных влияний, относит О. Андреева Михаила Тарасова: «Автор, вполне усвоив эстетику русского абсурдизма начала века и основательно «въехав в концепт», сумел ... поставить над ними собственную поэтическую волю как высший закон». «Дальше Тарасова ушел «по спирали авангардизма» Нодар Минадзе187. Однако «провозгласить рождение новой звезды» на поэтическом небосклоне Мурмана критик О. Андреева отказывается, поскольку ни один из поэтов не убедил ее до конца в своем существовании: «ум соглашается, а сердце вновь заставляет усомниться»188. Таким образом, для литературы Мурмана второй половины XX в. характерно обращение к социально-историческим процессам российского общества, психологическое исследование бытия и сложности противоречий действительности, внимание к внутреннему миру героя. Маринистика к концу века начинает отходить на второй план и практически исчезает, что связано с объективными историческими 182Андреева О. Обрести свой голос. С. 84-85. |83Там же. С. 85. 184Там же. С. 86. |85Там же. С. 89. |86Там же. С. 92. 187Там же. С. 91. 188Там же. С. 93. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz