Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

отдельных поэтов. Так, например, О. Андреева отмечает, с ее точки зрения, наиболее яркие имена: П. Вишневского, И. Бессонова, В. Галюдкина, Н. Колычева, И. Козлова, А. Судакова, М. Салтыкова, П. Беспрозванную, Д. Кочурова, Т. Агапову, К. Велигину, М. Тарасова, Н. Минадзе. Наиболее яркими О. Андреева считает Павла Вишневского и Ивана Бессонова: «Не один мурманский читатель —истинный любитель поэзии, а не сноб - назовет эти имена, если спросишь, а кто же всё-таки «самый- самый». < ...> От бессоновского, бессонного «Мария, что будет с нами» и «К ноге, судьба!» Вишневского таким отчаянием веет, такою мукой бытия, что русское сердце поневоле отзовется»178. «Но кое-что и мешает безусловному читательскому доверию к Вишневскому, а именно - его приверженность очень знакомому, узнаваемому поэтическому строю 60-х. Тут и рифмы с размытыми окончаниями, типа «тленны - Вселенную», «довериях - деревьях», как бы рассчитанные на гулкое эхо стадионов, собиравших в те годы тысячную поэтическую аудиторию. Тут и прославленная «исповедальность», и стремление закончить стих непременно оптимистическим призывом»179. В таких моментах автор «не вполне самостоятелен». Достаточно внутренне раскован и смел И. Бессонов: «В лучших своих достижениях - «Пасторали», «Идиоте» (альманах «Мурманский берег», №1), в неопубликованной «Гитлерице» - он уникален, тем и интересен. И тем тревожнее видеть, что этому самостоятельному голосу угрожает опасность быть заглушенным великим множеством других голосов, гостеприимно впущенных им в творчество»180. Поэзия В. Галюдкина не так ярка, «стихи совсем простые, безо всяких ухищрений, рифма бедновата, словарь невелик. Но пронзает!»181 Чистотой и бесхитростностью. Теми же истоками - никитинскими, кольцовскими - питается поэзия Н. Колычева. При том, что его образность интереснее, глубже, круг тем шире, лексика богаче и голос звонче и сильней, чем у В. Галюдкина, в его стихах нет, по мнению О. Андреевой, искренности и детской распахнутости, которые отличают поэзию Галюдкина. Этому мешает некая заданность стихов Колычева, борьба за идею, исполнение долга в них. Именно поэтому одним из распространенных мотивов в лирике Н. Колычева критик называет мотив «долженствования». Стихи Н. Колычева становятся от этого идейными и напоминают творчество «певцов социалистического созидания» прошедших лет. Однако 178Андреева О. Обрести свой голос. С. 81. |79Там же. С. 81. |80Там же. С. 81. 181Там же. С.83. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz