Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.
знаковый образ, символизирующий одновременно и человеческое сообщество, и движение жизни, введен в русскую литературу Блоком»170. Более спокойно, чем у Колычева, звучат размышления о времени и о себе в стихах А. Миланова, в которых живут «волнующие образы» и нет риторических деклараций. Близок А. Миланову по ценностным ориентациям И. Козлов, который, «раскрывая трагические парадоксы 171 эпохи, ... «актуализирует» христианские мотивы» . Творчество поэтов «мурманской версии постмодернизма» Т. Рябинина называет «разбитым зеркалом расколотого мира»172, к этому направлению она относит творчество Нодара Минадзе, Ольги Андреевой, Ивана Бессонова, Александра Судакова, Михаила Тарасова и др. Это направление заявило о себе в середине 80-х гг. «Этих очень разных авторов объединяет понимание того, что традиционные реалистические рамки не способны вместить в себя глубину экзистенциальных бездн конца XX века. Еще одна их общая черта состоит в отказе от дидактической установки»173. На поэтическом небосклоне конца XX в. немало имен, о которых следовало бы сказать подробно. Однако объем учебного пособия не позволяет это сделать, а кроме того, литературный процесс продолжается, и успеть охватить и осмыслить всё, что появляется в нем, сразу невозможно. Нужно время, чтобы не только «заявились», но и «отстоялись» имена. За полный обзор поэтического мира Мурмана не взялся до сих пор ни один критик. Каждый отмечает имена тех поэтов, чье творчество представляется ему наиболее значимым в поэтическом литературном процессе. Критериями для такого выбора О. Андреева считает прямое отношение творчества того или иного поэта к «явлению русской поэзии», для чего поэту необходима «беззаветная любовь к поэзии и самоотверженная работа»174; стихи «должны пронзать эмоционально, если на сердце холодно, значит, это не поэзия, как бы искусно ни был «выделан» текст175; наконец, «любое истинное явление» должно иметь «собственное лицо, с «необщим» выраженьем», т.е. должна быть узнаваемость176. Как в спорте, в поэзии для всех должна быть одна планка177. В статье О. Андреевой дается краткий обзор творчества |70Рябинина Т.В. «Сад ветвящихся дорожек». С. 64. 17|Там же. С. 66. |72Там же. С. 68. 173Там же. С. 69. 174Андреева О. Обрести свой голос. Размышления о поэзии // Мурманский берег: Литературный альманах. Выпуск 1. Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 1998. С. 80. |75Тамже. С. 81. 176Андреева О. Обрести свой голос. С. 82. 177Там же. С. 79. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz