Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.
универсума - это уже особенности поэтики Достоевского»157. 3 . Обзору мурманской поэзии посвящены статьи Э. Лявданского, О. Андреевой, Д. Коржова, Т. Рябининой. Литературный критик, поэт Д. Коржов в мурманской поэзии XX в. выделяет три поколения поэтов: «старшие» - те, кто начинал творить в середине пятидесятых годов: Виктор Тимофеев, Владимир Смирнов, Александр Миланов, Владимир Сорокажердьев, Евгений Гулидов, Владимир Семенов; поэты-мурманчане второго поколения - те, кто родился в пятидесятые: Борис Орлов, Николай Колычев, Полина Беспрозванная, Татьяна Агапова, Игорь Козлов, Марина Чистоногова и др.; и «младшие», так называемое третье поколение: Григорий Сыпко, Владимир Трусов, Александр Рыжов, Александр Абрамов, Дмитрий Коржов и др. Такую классификацию можно принять, конечно же, условно, потому что с момента написания Д. Коржовым статьи прошло десятилетие. За это время выросло поколение следующих поэтов, которых уже можно назвать «младшими», но в нашей главе мы будем придерживаться классификации и терминологии Д. Коржова, чтобы дать характеристику поэзии Мурмана до 2011 г. По мнению критика, в конце 70-х - начале 80-х гг. на Мурмане сложилась собственная литературная традиция. Каждое поколение мурманских поэтов, наряду с общими чертами, имеет свои особенности, отличающие их от других поколений поэтов. Так, «старшие» - «дети своего времени», в которое нормой считалась коммунистическая риторика. При этом Д. Коржов не отказывает им в таланте, профессионализме, называя их стихи «качественными, добротными». Несмотря на многообразие тематики, интонаций, в области формы и техники стиха это поэты одной школы — классической, следующей канонам русского стихосложения. В стихах «старших» поэтов нет авангардных приемов и формальных изысков. Кроме того, в их поэзии одной из ведущих является тема моря, что вполне объяснимо: поэты старшего поколения были связаны с ним профессионально (исключения - В. Семёнов и В. Сорокажердьев, но при этом и в их творчестве тема моря присутствует). Поэтов второго поколения отличает некая переходность: изменение в архитектонике стиха, расширение круга избранных тем. Взаимоотношение поэтов второго поколения с внешним миром становится сложнее. Они были воспитаны на вершинах русской поэзии XX в., поэтому в их стихах звучит свободный стих, верлибр (Т. Агапова), ирония Ь7Рябинина Т.В. «Сад ветвящихся дорожек». С. 62-63. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz