Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.
литературному поколению. Он мыслит диалогически и пишет в режиме дискуссии - зачастую дискуссии с самим собой, спора шестидесятника с семидесятником»155. Такова повесть «Эти теплые дни», в которой абсолютная вера героя в справедливость мироустройства, в дружбу и любовь (мировоззрение шестидесятников) внезапно рушится, и перед героем встают вопросы реальной жизни: он должен пережить предательство друзей, любимой девушки, испытать одиночество, разочарование в светлых оттепельских идеалах. Неистребимая вера в доброту человеческой природы (маркер шестидесятников) возвращается в финале повести, когда на помощь главному герою приходит женщина. Так мы выходим на один из «устойчивых стереотипов» в творчестве Б. Блинова - «переживающему катастрофу герою руку помощи протягивает женщина». И в повести «Эти теплые дни» это «мудрая и интеллигентная старушка Наталья Александровна»156. С семидесятниками сближает Б. Блинова исследование человеческой души в момент катастрофы, что проявляется и в последующих произведениях писателя. Типичные мотивы семидесятников - «неопределенность и противоречивость всего в этом мире, размытость границы между добром и злом» - звучат в финале повести Б. Блинова «Последний бич», в названии которой уже заявлена двойственность. В повести звучит традиционный для русской литературы мотив человеческого страдания, стоического сопротивления судьбе, в то же время жизнь главного героя отсылает читателя к философии экзистенциализма с ее центральной категорией свободы («свобода от» или «свобода для»). Проблема свободы решается писателем и в повести «Шерше ля фам» («Ищите женщину»). Но если в «Последнем биче» это «свобода для», то в «Шерше ля фам» - «свобода от». Сквозной темой творчества Б. Блинова Т. Рябинина видит «феноменологию страсти», которая ярко звучит в повести «Сбой», в других произведениях писателя, не исключая даже так называемую производственную повесть - «Личное дело». Еще одной характерной чертой прозы Б. Блинова Т. Рябинина называет частотность «неожиданных встреч и невероятных совпадений», что сближает его с романом Б. Пастернака «Доктор Живаго». Подводя итог анализу писательской полюсности В. Маслова и Б. Блинова, Т. Рябинина пишет: «Маслову близок Толстой с его «мыслью народной», моральным пафосом и назидательностью. Блинова интересует личность в пограничных ситуациях, он сосредоточен на проблемах свободы и выбора, тяготеет к модели мира как незавершенного, открытого 155Рябинина Т.В. «Сад ветвящихся дорожек». С. 60. 156Тамже. С. 61. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz