Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

«художественные системы этих писателей магистральными путями, от которых расходятся другие тропинки»151. Анализируя творчество В. Маслова, Т. Рябинина выделяет главный вопрос, который писатель ставит в своих произведениях: «Как остановить трагический процесс оскудения деревни и природы, духовного оскудения?» Решению этого вопроса В. Маслов посвящает крутодресвянский цикл - пять книг, объединенных сквозным движением героев: первый роман писателя «Круговая порука» (1977), сборник рассказов «Крутая дресва» (1981), повесть «Из рук в руки» (1985), роман «Внутренний рынок» (1986), роман «Проклятой памяти» (1991). Нравственное совершенствование человека, поиск своего места в жизни страны, трагическая судьба поморских деревень - вот основные вопросы, тревожащие писателя, о них говорит он в каждом своем произведении. «Для всего цикла характерны слитность высокой гражданственности и сдержанного лиризма. В своих художественных исканиях писатель идет от личных переживаний, от того, что ему велела его душа, поэтому он способен растворяться во внутреннем пространстве своих героев настолько, что трудно определить, рассказывает ли о событиях их участник или писатель; терзается ли муками совести, чувством вины перед земляками герой или автор; предостерегают ли нас герои или сам В. Маслов»152. «Личность писатель мерит ее отношением к природе, к малой родине и к общности связанных круговой порукой односельчан. Человек, изменивший деревне, порвавший со своим родом, неизбежно деградирует»153. Суть моральных уроков, которые дает читателю крутодресвянского цикла В. Маслов, формулирует критик А. Горловский: «...нельзя разрушить деревню и остаться нравственным; нельзя разрушить дом, семью и остаться нравственным; нельзя разрушить связи с природой, со своими корнями и остаться нравственным» (А. Горловский «Прикосновение к истине»)154. Понятие нравственности у В. Маслова опирается на традиционную систему жизненных ценностей, уходящую, в свою очередь, корнями в патриархальный уклад. Б. Блинов «вошел в литературу как шестидесятник», «однако позднее в творческой манере писателя все явственнее проявляются особенности художественного стиля семидесятников». Если шестидесятники чувствуют себя частицей «мы» - союза единомышленников, то семидесятники осознают себя как «я». Человеческая душа для них интереснее, чем проблемы социума. «Бориса Блинова нельзя с полной определенностью отнести ни к одному 15|Рябинина Т.В. «Сад ветвящихся дорожек». С. 57. 152Пантелеева JI.T., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. С. 99. 153Рябинина Т.В. «Сад ветвящихся дорожек». С. 58. |54Цит. по: Рябинина Т.В. «Сад ветвящихся дорожек». С. 58. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz