Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.
Средний мир населяли люди, поэтому героические и исторические сказания саамов о нашествии врагов относятся к этой группе фольклорных текстов. Они есть во всех сборниках саамских сказок. О жителях среднего мира рассказывается в бытовых сказках, в них воспевается любовь саамов к родным местам и романтическая любовь. Сюда входит саамская юмористическая сказка о незадачливом старике, который напуган обыкновенной мышью («Старичок и старушка»). Тесные контакты с русскими привели к тому, что многие саамы прекрасно владели русским языком, знали и исполняли русские песни, рассказывали и перенимали русские сказки. Заимствованные русские сказки записаны К.П. Щеколдиным, Н. Брискиным, Н.Н. Харузиным. Исследователь саамского фольклора В.В. Сенкевич-Гудкова выделяет четыре формы заимствования в саамских сказках: «1) полное заимствование сюжета; 2) частичное заимствование русского фольклорного сюжета; 3) заимствование имен и образов отрицательных героев; 4) заимствование русской лексики»49. Ряд сказок посвящен взаимоотношению с христианским духовенством («Про попа и работника»), это сказки, появившиеся после принятия саамами христианства. В целом в сказках этого жанра у русских саамов, как и у других народов, нашли отражение бытовые и социальные стороны их жизни. Именно в бытовых сказках больше всего заметно влияние русской народной сказки на саамский фольклор. По представлениям саамов, в нижнем, потустороннем мире, жили души умерших и духи-покровители. Под землей находилось две страны мертвых: в Ябме-акко-абимо души, обновленные новыми телами, блаженствуют, а в Рота-абимо души злых людей мучаются. Героями сказок становятся обитатели подземного мира: Выгакхе - злая властительница подземной жизни и земных сокровищ; чахкли - голые крошечные подземные существа, хранители тайных сокровищ; Чанн - черт; Аццы - женщина-паук или женщина-жаба; роавк - живой мертвец, упырь и др. Каждому уровню Вселенной соответствовали свои герои и сюжеты. «Кочевники-оленеводы брали темы для сказок из обыденной жизни, из всего того, что их окружало. Словом, в сказках выражали все то, что волновало или радовало, печалило или возмущало, что оставляло след в воображении. < ...> Из обыденной жизни брали также наиболее значительные события, взволновавшие весь погост»50. Таким образом, фольклор саамов и поморов существовал на Кольской земле задолго до появления литературы. Он явился ее истоком, 49Саамские сказки: сборник / составление, предисловие и примечания Е.Я. Пация. С. 9. 50Саамские сказки: [Для детей] / [вступ. статья и подготовка текста А. Ермолова]; [ил.: Н. Гарпинич и В. Крамаренко]. Мурманск: Кн. изд-во, 1959. С. 8-9. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz