Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

сватался», «Медвежья сказка», «Дедушка у внуков», «О диком олене», «Собачий сын», «Собачья сказка», «Про воронов сказка» и др. Сюда же относятся сказки и легенды об олене Мяндаше, от которого саамы ведут свое происхождение43. В народных легендах о Мяндаше отразились древнейшие тотемистические представления саамов, в частности культ дикого северного оленя. Мяндашу посвящен целый цикл сказок, В. Чарнолуский собрал его в разделе «Мяндаш (Мифы и сказки о диком северном олене)»44: «Мяндаш-пырре», «Мяндаш-дева», «Песня о Мяндаше», «Молитва Мяндаша», «Братья-разбойники». Еще один цикл составляют сказки о медведе. Н. Харузин отмечал, что культ медведя в его время у русских лопарей не сохранился, «трудно себе даже представить, что когда-нибудь этот культ существовал»45. Однако на основании того, что культ был распространен среди скандинавских саамов, ученый был уверен, что в древности он существовал, возможно, с некоторыми изменениями, и у русских лопарей. К среднему миру относится сейд - священный камень саамов, которому посвящено множество сказок в различных сборниках. Культ сейдов был отражением фетишизма в воззрениях саамов. С одной стороны, этот культ связан с поклонением предкам (сейды антропоморфного вида), с другой - сейды рассматриваются как покровители промыслов (охоты, рыболовства). По поверьям саамов, сейдом становился нойд после смерти. С сейдом связан один из распространенных мотивов саамского фольклора — мотив окаменения. Окаменевать могли люди, предметы, животные. Легенды и сказки о сейдах записали В.И. Немирович-Данченко, В.Ю. Визе, В.К. Алымов, О.А. Комарецкая, они представлены во всех сборниках саамских сказок. Отдельный цикл саамских сказок посвящен саамскому колдуну, шаману — нойду: «Максим и нойда», «Сказка о нойде, проводнике оленей», «Шурнойда», «Легенда», «Айновы острова». Нойд совмещал в себе сразу несколько функций: жреца, знахаря, колдуна, ворожея46. Саамские шаманы (нойды) «были известны как повелители погоды, властители бурь, врачеватели больных, а особенно славились как хорошие предсказатели судьбы»47, пользовались славой могущественных чародеев далеко за пределами Лапландии48. 43Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 59. 44Саамские сказки / обр. В.В. Чарнолуского. С. 80-114. 45Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 198. 46Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы... С. 335. 47Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 14. 48Волков Н.Н. Российские саамы. С. 72. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz