Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

связаны между собой: Верхний мир - небесный, Средний мир - мир земной и Нижний мир - преисподняя. Верхний мир был населен божествами, покровительствовавшими саамам: это главный Бог - Йммель-отец и его дети: Пеййв-Солнце, Чадзь- Вода, Еммнэ-Земля, Алльм-Небо, а также Манн-Луна, дочь Южанна, сын Север, которые дружелюбны к саамам, помогают им в беде. Верхний мир строился по подобию мира людей: у Солнца были дочери и сыновья, которые вступали в разнообразные отношения с Луной и ее детьми, небесные божества были тесно связаны с людьми, поэтому могли спускаться на землю и вступать с ними в отношения. К небесным жителям относился Найнас - Северное Сияние. У В.В. Чарнолуского записаны фольклорные тексты, составлявшие, вероятно, один из древних эпосов саамов. Ученый объединил их в раздел «Найнас (Сказки и легенды о северном сиянии)»40, в который включил следующие: «Солнце сватает невесту своему сыну Пейвальке», «Дева», «Остров», «Про Гром сказка», «Никийя (Не есть я)», «Оадзь», «Найнас». Все вместе эти тексты дают представление о том, как мыслили появление и устройство мира древние саамы. О связи небесных героев с людьми говорится в сказках «Дева», «Остров», с нижним миром - в сказке «Оадзь». Средний мир, кроме людей, населяли боги и духи земли, воды. Обитатели Среднего мира являются действующими лицами в сказках саамов. Это сказки о Разиайке41 - хранительнице оленьих стад, помощнице людей, которая пользовалась у них особым уважением. Еще одним женским божеством, покровительницей оленей и пастбищ, считалась Луот-хозик42. Средний мир населяют тотемные животные: это прежде всего олень, ворон, тюлень. Роль именно таких животных не являлась случайной. Саамы делились по месту своего проживания на горных, лесных и морских. Это определяло их мировоззрение, объясняло происхождение. Так, лесные саамы вели свой род от лесных животных, горные - от птиц, морские - от морских животных и рыб. Следы этих верований сохранились в сказках «Песцовы дети», «Тюленьи ласты», «Как Талушка 40Саамские сказки / обр. В.В. Чарнолуского. М.: Художественная литература, 1962. С. 17-79. 41Саамские сказки / обр. В.В. Чарнолуского. С. 115. 42Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Каутокейно. СПб.: Саамский Институт, 1996. № 1. С. 74; Харузин Н.Н. Русские Лопари (Очерки прошлого и современного быта). М.: Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсонъ, 1890. С. 152. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz