Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

правилами охоты на диких оленей: подмоченные детской мочой шкуры оленей приобретали запах, чуждый дикарям, значит, охотник мог себя обнаружить)31. Особое значение у саамов имел фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Предметы могли мыслиться как самостоятельное существо, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фетишами являются природные объекты - необычной формы скалы, камни, деревья32. Более высокая форма первобытных верований - анимизм (вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы) также характерен для религиозных представлений саамов. Древние лопари поклонялись небесным светилам (солнцу, луне), обожествляли различные явления природы. Существовала вера в божества - покровителей промыслов, среди которых особым уважением пользовались хозяйка оленьих стад Луот-хозик, охранительница оленей Разиайке и другие33. Считалось, что духи живут в озерах, реках, охраняя рыбные места. Кроме зооморфных и аморфных духов, среди саамов была распространена вера в существование различных антропоморфных демонов, ведущих невидимую жизнь и относительно нейтральных, то есть редко оказывающих влияние на жизнь человека. Это три типа демонов: чаклинги, чанги и куштнатэмолмынч. Чаклинги - голые человечки маленького роста, живущие в трещинах скал и в кочках. Куштнатэмолмынч - особый невидимый мир, пасущий свои стада вокруг саамов. В стадах этих паслись белые и черные олени. Исследователи саамского фольклора отметили ряд особенностей саамских сказок: 1. Для лопарской сказки характерно то, что она всегда привязана к конкретной местности: «Чуть потаинственнее варака, чуть покрасивее островок посреди леса, чуть пограндиознее водопад - лопарь непременно сделает их ареною какой-нибудь стародавней были»34.Это такие сказки, как «Ляйн», «Каменный остров», «Заклятая гора»35. В культуре саамов «природные локусы имели и большое социально-экономическое значение: горы, реки, камни и прочие природные маркеры служили естественными границами 3|Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 59. 32Лобазова О.Ф. Религиоведение. С. 88. 33Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 257. 34Саамские сказки: сборник / составление, предисловие и примечания Е.Я. Пация; под редакцией Г.М. Керта. Мурманск: Кн. изд-во, 1980. С. 6. 35Там же. С. 6. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz