Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.
- бывальщины и побасенки, небольшие шуточные рассказы поучительного содержания, иногда заимствованные; муштоллы — (в переводе - «на ум пало, на ум пришло») рассказы о событиях дня, иногда такие рассказы бытовали в форме песен. Приведенная классификация требует дальнейшей разработки, но в ней сохранено главное: установка на вымысел или правду, т.е. на восприятие произведения рассказчиком и слушателем. Данная классификация не подчиняется общепринятой литературоведческой. Как видим, в ней нет деления фольклора по родам, саамское название жанра объединяет несколько названий русского. Длительная история изучения фольклора саамов не привела к ясности его жанровой классификации, что объясняется влиянием концепций ученых, исследующих русский фольклор. Для обозначения жанров саамского фольклора исследователи пользуются русской терминологией, что оставляет вне поле их зрения национальные особенности саамских жанров. В фольклоре северного народа отражены его представления об устройстве Вселенной, дохристианские и христианские верования, связи саамов с другими народами, особенности бытовой жизни. Ученые отмечают, что до принятия христианства саамы (лопари - дореволюционное название саамов) были язычниками и поклонялись различным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов характерен тотемизм, одна из древнейших форм религии. «Тотемизм - вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным видом растений, животных или явлений природы»27. Допускается кровная связь с диким северным оленем, которого саамы почитают как своего прародителя-Мяндаша, медведем-оборотнем Таллой, Таллушкой, волком, собакой, другими животными28. Так, свое происхождение они ведут от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у которой рождается теля-сын. Он превращается в молодого оленя - Мяндаш- парнь29. В рамках тотемизма возникает система запретов - табу. Упоминание об этом встречается еще у Тацита (приблизительно 90 г. н.э.), который пишет, что охота составляла занятие одинаково и мужчин, и женщин: охотясь вместе, каждый при этом имел свою часть в добыче30. В этнографической литературе имеются сведения о табу Мяндаша - «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить», что было связано с 27Лобазова О.Ф. Религиоведение: учебник / под общ. ред. проф. В.И. Жукова. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. С. 83. 28Болыиакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Кн. изд-во, 2005. С. 239. 29Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. М.: Наука, 1965. С. 59. 30Там же. С. 59. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz