Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

12. Персонификация морали сказки, выражение в ней народных представлений о добре и зле, торжестве справедливости. Мастерству «говорить сказки» обучались всю жизнь, в результате создавались целые династии сказителей. В Беломорье было распространено два типа сказителей: «мерные эпики», которые обстоятельно повествовали о приключениях царевича Нехитера-Немудера, и «балагуры-правдоискатели», рассказывавшие живо, с юмором, наслаждаясь остроумной сказкой, нередко вставлявшие от себя и шутку, и веселую насмешку, радуясь тому, как простая бабушка перехитрила жадного царя25. Сказки о животных были менее распространены в Поморье. Они возникли как рассказы мифологического характера, которым придавалось магическое значение, в них отразились особенности анимистического мировоззрения и тотемизма. Со временем сказки о животных приобрели характер аллегорического рассказа, героем которого стал жадный и хитрый человек, к нему и относилась мораль сказки. Строились сказки о животных на повторяемости одного основного эпизода, на диалогической форме, были небольшого объема. Еще одним жанром поморского фольклора были «бывальщины» - рассказ о реально имевшем место факте, часто включающем в себя нечто необычное. Бывальщины могли строиться на историческом факте. Бытовали на Терском берегу и исторические песни, связанные с эпохой Ивана Грозного. Если основной темой исторических песен была борьба за укрепление централизованного государства, поэтому образ грозного царя идеализировался, то исторические бывальщины чаще всего создавались в условиях областной фольклорной традиции, поэтому вершили свой суд над историей и оценивали поступки исторических лиц с точки зрения народного идеала, сформировавшегося на Терском берегу в период новгородской вольницы. На Терском берегу бывальщины исполнялись в форме сказок или былин, однако в 1950-60-е гг. эта традиция была утрачена вместе с уходом из жизни ее последних носителей. Вера в магическую силу слова выражалась в Поморье в заговоре, благодаря которому верили в возможность заполучить желаемое, обеспечить хозяйственное благополучие, успешный промысел. К свадебному фольклору относились песни, причитания, заговоры, загадки, присказки. Поморская свадьба как драматическое действо сложилась в XV-XVI вв. и сопровождалась высокохудожественными поэтическими текстами. Бытовали в Поморье пословицы и поговорки, загадки и детские песенки-горошинки. Каждая из пословиц имела реальную основу, 25Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. С. 12-13. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz