Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

указать направление научного поиска»15. Литературное краеведение представлено разными жанрами как составная часть национальной культуры. В 2001 г. выходят две значимые для развития мурманского литературного краеведения работы Л.Т. Пантелеевой. Одна из них - методическое пособие для учителей «Урок литературы - дело творческое: национально-региональный компонент: литературы Кольской земли в школьном изучении», в котором представлены уроки по литературному краеведению Мурманской области и методические советы, ориентированные на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся, использован практический опыт учителей Мурманской области и самой Л.Т. Пантелеевой. Вторая - обзорная статья «Литературное краеведение в теории и практике школ Мурманской области»16, в которой автор выстраивает систему литературно­ краеведческой работы, логику приобщения школьников к литературе Мурмана, предлагая для средней общеобразовательной школы программы литературного краеведения, ориентированные на преемственность, перспективность и активное включение ученика в творческий процесс. Автор статьи обозначает традиционные направления литературно­ краеведческой работы: в системе базисного литературного образования; во внеклассной краеведческой работе; в поисковой деятельности и музейном деле; обозначает место, цели, пути и формы включения литературного краеведения в основной курс средней школы. В 2004 г. в издательстве Мурманского областного института повышения квалификации работников образования выходит двухтомник хрестоматии для 9-11 классов общеобразовательных учреждений «Литература Кольской земли» под общей редакцией профессора Л.Т. Пантелеевой. В книге в хронологическом порядке представлена литература Мурмана, начиная с фольклора и заканчивая произведениями современных писателей. Тексты поэтов и прозаиков сопровождаются небольшими литературоведческими статьями, вопросами и заданиями творческого характера. Хрестоматия явилась значимым вкладом в литературное краеведение области, поскольку максимально полно отразила историю мурманского литературного процесса того времени и предложила методику его изучения. К сожалению, сегодня эта работа остается недостаточно востребованной в силу того, что региональный компонент вместе с переходом школы на формат ЕГЭ оказался неактуальным. Нам кажется, что это серьезное методическое упущение, которое необходимо исправить, поскольку важным в воспитании подрастающего поколения 15Там же. С. 113. "•Пантелеева Л.Т. Литературное краеведение в теории и практике школ Мурманской области // Наука и образование. 2001. №2. С. 17-25. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz