Бакула, В. Б. Литературное краеведение земли Кольской : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2021. - 120 с.

В Мурманской области также было опубликовано большое количество научно-методической литературы и учебных пособий для школьников и учителей. Это работы А.А. Киселева, И.Ф. Ушакова, С.Н. Дащинского, В.В. Дранишникова, Т.А. Киселевой, Е.Л. Крикун, Н.И. Ливаднего, JI.B. Журина и др. по истории, Н.Г. Благовой, А.Н. Кохичко, Л.А. Бычковой, Л.А. Кореневой, О.Д. Родченко, Л.М. Погодиной и др. по русскому языку, Л.Т. Пантелеевой, Э.К. Лявданского, И.С. Меркурьева и др. по литературе, А.В. Шевченко, Т.П. Богданец и др. по экологии, Л.С. Беляевой, Е.Г. Трудковой и др. по этнопедагогике. В Мурманском педагогическом институте были разработаны и велись на кафедрах краеведческие спецкурсы, в ряде школ области проводились краеведческие факультативы. Таким образом, важность краеведческой работы в школе никогда не ставилась под сомнение. «Школьное краеведение - важный фактор... нравственного, трудового, эстетического, экологического, физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии»3. Виды ее были разнообразны: кружки, общества, экскурсии, походы, встречи, вечера, конкурсы, олимпиады и т.д. 2 . В законе РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики России провозглашена «защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций»4, что доказывает актуальность краеведения в школьном образовании. Если краеведение в широком смысле — «комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края», то литературное краеведение —«специфическая отрасль науки о литературе», «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения»5. 3Краеведение: пособие для учителя. С. 5. 4Об образовании: Федер. закон от 10.07.1992 № 3266-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888 (дата обращения: 15.10.2020). Соловьева J1.A. Литературное краеведение: [Материалы по истории культуры Самары XIX-XX вв.]: Пособие для учителя: Факультатив, курс / науч. ред. JI.A. Финк. Самара: Самар, ун-т, 1994. С. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz