Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

тем более, что наряду с именем Йммель в саамском языке существует сло­ во Осподт (Господь), заимствованное из русского под влиянием христиан­ ских представлений о Боге-отце и Иисусе. Однако надо учесть, что с рас­ пространением христианства этим же словом - Йммель саамы стали назы­ вать и верховного христианского Бога [252, с. 141]. Традиция устного сказывания заявила о себе и в рассказах саама Геннадия Петровича Лукина, который родился в поселке Чудзьявр Лово- зерского района Мурманской области в 1949 г. Геннадий Петрович - пре­ красный знаток саамского языка, брал письменные уроки грамотности у А.А. Антоновой. За свою жизнь Геннадий Петрович сменил несколько ра­ бочих мест: Ловозерский комбинат коммунальных предприятий, пожар­ ную часть, Национальный культурный центр. В 1998-2012 гг. он являлся председателем Ловозерского отделения Общественной организации саамов Мурманской области, руководителем некоммерческой организации «Родо­ вая община коренного малочисленного народа саами “Инцесь пейв”». Огромный круг общения с саамами разных селений Кольского полу­ острова: Килтсыййт, Воронья, Варзина, Пулозера, Чудзьявра, умбозерски- ми саамами, териберскими - за четырнадцать лет работы председателем позволили Лукину собрать огромный пласт устных рассказов, которые до него никто не печатал. Этот жанр впервые заявил о себе в 2015 г. на саам­ ском языке в аудиокниге Г.П. Лукина «Рассказы, легенды и мифы о древ­ них обычаях жизни саамов Кольского полуострова» [155]. Позднее часть рассказов из книги на русском языке была опубликована в антологии «Со­ временная литература народов России. Проза» [227], в «Альманахе саам­ ской литературы» [6]. Готовится издание его рассказов в печатном вариан­ те на саамском языке «Еррка моаййнас Куэлнэк нёарк соаметь еллем баяс». Жанр устного рассказа относится к неказочной прозе фольклора, его исследование началось только в 30-е гг. XX века. До сих пор ведутся спо­ ры об отнесении устного рассказа к жанру народного творчества, опреде­ ляются его особенности [108, с. 119]. На наш взгляд, к устным рассказам Г. Лукина больше всего подходит определение, данное в работе Ф.А. Али­ евой: «народные прозаические произведения о реальных событиях и фак­ тах, о конкретных исторических лицах, эпизодах из их жизни, в которых информативная функция преобладает над эстетической. Устный рассказ возникает как отклик на события, имевшие место в действительности» [3, с. 311]. Некоторые рассказы Лукина сближаются с анекдотами, некото­ рые - с притчами и даже легендами. Исследований устного жанра в саам­ ском народном творчестве до сегодняшнего дня не проводилось, посколь­ ку они впервые в таком объеме были зафиксированы Г. Лукиным, однако 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz