Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
«а) стилизация органическая (в жанре литературного сказа), неорга ническая (псевдостилизация) и книжная (по мотивам Библий, летописей); б) поэтический фольклоризм (использование всех элементов фольк лорной поэтики в стилистических и других целях); в) песенный фольклоризм (использование особого лирического эмоци онального потенциала фольклорной песни, мелодики фольклорного стиха); г) жанровый фольклоризм (обращение к жанрам фольклора); д) мифологический фольклоризм (разработка в форме какого-либо жанра литературы мифологического сюжета, использование мифологиче ской символики, особенностей мифологического мышления); е)мировоззренческий фольклоризм (использование особенностей мировоззрения народа, его взглядов на мироустройство и т.п.» [105]. Исследователи Т.М. Степанова и Л.П. Бессонова считают минусом данной классификации отсутствие единства исходных принципов и осно ваний в ней и предлагают включить в жанровый тип фольклоризма песен ный и мифологический типы [234, с. 247]. Исследователь Л.П. Бессонова приводит классификацию фольклор ных заимствований, куда включает структурные (использование структур ной модели фольклора), мотивные (использование фольклорных мотивов), образные (заимствование самого фольклорного образа или фольклорного подтекста), наконец, заимствование фольклорных художественных прие мов и средств (см. об этом: [55]). «Не менее продуктивным является анализ художественного текста с выявлением его устойчивой фольклорной атри бутики, специфических фольклорных приёмов, которые раскрывают орга ничную связь литературного произведения с фольклором» [172]. В работах последних лет исследователи обращают внимание на ис пользование архетипов в творчестве писателей [83; 140; 187; 245; 249; 250], переосмысление теории архетипов К.Г. Юнга литературоведением: «Архе типы могут реализовывать свои значения в виде различных элементов тек ста (сюжетов, образов и мотивов) и дают возможность увидеть глубинные содержательные стороны художественного произведения» [83, с. 260], «внимание художников к архетипическим образам и сюжетам обусловлено активизировавшимися процессами самопознания и национальной само идентификации» [245, с. 177]. Нельзя не согласиться с тем, что художественно-эстетическую си стему национальных писателей и специфику литератур коренных мало численных народов «определяют обращение к мифо-фольклорным исто кам, отбор фольклорного материала и его дальнейшее использование» [49; 139, с. 20; 200, с. 106, 107, 147; 246]. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz