Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

«а) стилизация органическая (в жанре литературного сказа), неорга­ ническая (псевдостилизация) и книжная (по мотивам Библий, летописей); б) поэтический фольклоризм (использование всех элементов фольк­ лорной поэтики в стилистических и других целях); в) песенный фольклоризм (использование особого лирического эмоци­ онального потенциала фольклорной песни, мелодики фольклорного стиха); г) жанровый фольклоризм (обращение к жанрам фольклора); д) мифологический фольклоризм (разработка в форме какого-либо жанра литературы мифологического сюжета, использование мифологиче­ ской символики, особенностей мифологического мышления); е)мировоззренческий фольклоризм (использование особенностей мировоззрения народа, его взглядов на мироустройство и т.п.» [105]. Исследователи Т.М. Степанова и Л.П. Бессонова считают минусом данной классификации отсутствие единства исходных принципов и осно­ ваний в ней и предлагают включить в жанровый тип фольклоризма песен­ ный и мифологический типы [234, с. 247]. Исследователь Л.П. Бессонова приводит классификацию фольклор­ ных заимствований, куда включает структурные (использование структур­ ной модели фольклора), мотивные (использование фольклорных мотивов), образные (заимствование самого фольклорного образа или фольклорного подтекста), наконец, заимствование фольклорных художественных прие­ мов и средств (см. об этом: [55]). «Не менее продуктивным является анализ художественного текста с выявлением его устойчивой фольклорной атри­ бутики, специфических фольклорных приёмов, которые раскрывают орга­ ничную связь литературного произведения с фольклором» [172]. В работах последних лет исследователи обращают внимание на ис­ пользование архетипов в творчестве писателей [83; 140; 187; 245; 249; 250], переосмысление теории архетипов К.Г. Юнга литературоведением: «Архе­ типы могут реализовывать свои значения в виде различных элементов тек­ ста (сюжетов, образов и мотивов) и дают возможность увидеть глубинные содержательные стороны художественного произведения» [83, с. 260], «внимание художников к архетипическим образам и сюжетам обусловлено активизировавшимися процессами самопознания и национальной само­ идентификации» [245, с. 177]. Нельзя не согласиться с тем, что художественно-эстетическую си­ стему национальных писателей и специфику литератур коренных мало­ численных народов «определяют обращение к мифо-фольклорным исто­ кам, отбор фольклорного материала и его дальнейшее использование» [49; 139, с. 20; 200, с. 106, 107, 147; 246]. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz