Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

гунова, В.В. Огрызко и др. Фольклор в исследованиях этих ученых рассмат­ ривается как произведения, созданные народом, без авторства, традиции - как «дальнейшее существование варьированной системы прежних обычаев данного общества, связанных с определенными случаями» [114, с. 293]. Од­ нако проблема традиций в новописьменной литературе российских саамов практически не исследована, в той или иной мере она поднимается в рабо­ тах JI.T. Пантелеевой [193], Ю.Г. Хазанкович [244], В.Б. Бакулы [33; 36]. Художественное мышление национальных писателей характеризует обращение к фольклору и мифологии: «Через художественное осмысление национального мифа и фольклора литература выявляет генетическую связь автора со своим этносом, современное художественное мышление с архаи­ ческим» [8, с. 56]. Этот процесс может происходить как осознанно, так и нет. Неосо­ знанным обращением является использование в творчестве мотивов, обра­ зов-архетипов, языка народных произведений. Это объясняется тем, что «для прозаиков Севера фольклор - первичная художественно-эстетическая система, содержащая в себе архаические черты» [244, с. 16]. Мифология и фольклор являются духовным истоком национальной литературы. Для са­ амских писателей характерно неосознанное и осознанное обращение к нему. В творчестве национальных писателей обнаруживаются различные типы фольклоризма в зависимости от исторических этапов развития их ли­ тератур [111, с. 6]. В целях нашего исследования вслед за И.А. Оссовецким под фольклоризмом мы будем подразумевать использование писателем «структурно-художественных элементов, восходящих или к сюжетам фольклора, или к образной системе, или к его поэтике, или к лексике и по­ этической фразеологии» [188, с. 129], «наличие генетической или типоло­ гической связи литературного произведения с народно-поэтической тради­ цией или нарочитое противопоставление ей (оппозиция)» [150, с. 4]. В то же время мы считаем важной составляющей для характеристики фолькло­ ризма отражение в творчестве писателя народного мировоззрения, в нашем случае - мифологического [49]. В основание классификации типов фольклоризма кладут их функции в художественном произведении [111, с. 14-15], уровневые соответствия в литературно-фольклорных отражениях [165, с. 118], степень переработки фольклорного материала («бессознательное» или сознательное обращение к нему, модернизация) (см. об этом: [147, с. 18]). В интересах нашего исследования обратимся к классификации об­ щих типов фольклоризма, предложенной А. Гореловым: 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz