Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
гунова, В.В. Огрызко и др. Фольклор в исследованиях этих ученых рассмат ривается как произведения, созданные народом, без авторства, традиции - как «дальнейшее существование варьированной системы прежних обычаев данного общества, связанных с определенными случаями» [114, с. 293]. Од нако проблема традиций в новописьменной литературе российских саамов практически не исследована, в той или иной мере она поднимается в рабо тах JI.T. Пантелеевой [193], Ю.Г. Хазанкович [244], В.Б. Бакулы [33; 36]. Художественное мышление национальных писателей характеризует обращение к фольклору и мифологии: «Через художественное осмысление национального мифа и фольклора литература выявляет генетическую связь автора со своим этносом, современное художественное мышление с архаи ческим» [8, с. 56]. Этот процесс может происходить как осознанно, так и нет. Неосо знанным обращением является использование в творчестве мотивов, обра зов-архетипов, языка народных произведений. Это объясняется тем, что «для прозаиков Севера фольклор - первичная художественно-эстетическая система, содержащая в себе архаические черты» [244, с. 16]. Мифология и фольклор являются духовным истоком национальной литературы. Для са амских писателей характерно неосознанное и осознанное обращение к нему. В творчестве национальных писателей обнаруживаются различные типы фольклоризма в зависимости от исторических этапов развития их ли тератур [111, с. 6]. В целях нашего исследования вслед за И.А. Оссовецким под фольклоризмом мы будем подразумевать использование писателем «структурно-художественных элементов, восходящих или к сюжетам фольклора, или к образной системе, или к его поэтике, или к лексике и по этической фразеологии» [188, с. 129], «наличие генетической или типоло гической связи литературного произведения с народно-поэтической тради цией или нарочитое противопоставление ей (оппозиция)» [150, с. 4]. В то же время мы считаем важной составляющей для характеристики фолькло ризма отражение в творчестве писателя народного мировоззрения, в нашем случае - мифологического [49]. В основание классификации типов фольклоризма кладут их функции в художественном произведении [111, с. 14-15], уровневые соответствия в литературно-фольклорных отражениях [165, с. 118], степень переработки фольклорного материала («бессознательное» или сознательное обращение к нему, модернизация) (см. об этом: [147, с. 18]). В интересах нашего исследования обратимся к классификации об щих типов фольклоризма, предложенной А. Гореловым: 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz