Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
фестиваля родилась идея опубликовать произведения саамских - россий ских и скандинавских - авторов. В мае 2019 г. «Альманах саамской лите ратуры» вышел в свет. Уникальность издания в том, что тексты почти всех авторов представлены на русском и кильдинском и иоканьгском саамском, а также на северо-саамском языках. В русскую часть книги входит 26 са амских авторов [6]. Таким образом, сегодня можно говорить о том, что творчество саам ских литераторов представлено в издательских проектах довольно полно, что создает условия для исследования саамской литературы. Особенностью литературы российских саамов является ее появление на русском языке намного раньше, чем на родном. С 1965 г. на страницах районной газеты «Ловозерская правда» начал печататься Аскольд Бажанов (1934-2012), который по праву считается первым саамским поэтом. Он писал исключительно на русском языке, и в 1983 г. вышел в свет его первый сборник стихов - «Солнце над тундрой». Пожалуй, это событие послужило тому, чтобы говорить о рождении саам ской русскоязычной литературы и считать ее основателем А. Бажанова. В 1989 г. благодаря усилиям мурманской писательской организации во главе с писателем B.C. Масловым вышла в свет книга стихов «Ялла» (в переводе - «Жизнь») на иоканьгском диалекте саамского языка О. Во роновой (1934-1990). Книга знаменовала рождение саамской литературы на родном языке и стала единственной на иоканьгском диалекте, сегодня на нем никто не пишет и не говорит. О. Воронова и А. Бажанов - участники первого саамского литера турного объединения с символическим названием «Кяййн» («Путь»), кото рое было организовано в 1986 г. в Ловозере. В него также вошли Алек сандра Антонова, Лариса Авдеева, Екатерина Коркина, Павла Конькова, Мария Медведева и Фекла Клещеева. Литература российских саамов имеет ряд особенностей: писатели в основном женщины [72], что дало право называть литературу российских саамов «матриархальной» (Н. Большакова). До сегодняшнего дня не разра ботаны драматургические жанры, что, в принципе, является «общим “симптомом” существования национальных литератур», который «имеет глобальный характер» [14, с. 122]. В прозе наблюдается разнообразие жанров: публицистический и ху дожественный очерк, обработанная народная и литературная сказка, рас сказ, автобиография, повесть, роман [31]. В поэзии ярко представлены пейзажная, любовная, гражданская, фи лософская лирика. О высоком идейно-художественном уровне развития 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz