Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

Письменность российских саамов была создана в 1979 г., что позво­ ляет относить их литературу к новописьменным [199, с. 128]. С 1965 г. из­ редка стал печатать отдельные стихи русскоязычный саамский поэт А. Ба­ жанов, чья первая поэтическая книга вышла в свет в 1983 г. Таким образом, временные рамки существования саамской литературы можно ограничить неполными сорока годами. За этот период саамская словесность прошла путь от фольклора до художественной литературы [33], в ней появились разнообразные жанры, что дает право говорить о ее ускоренном развитии. Время становления литературы российских саамов совпало с пере­ стройкой российского общества, что, с одной стороны, дало определенную свободу художникам слова, освободив их от довлеющего влияния соцреа­ лизма, с другой стороны, лишило их привычных идеологических ценностей. Необходимо было найти новые ориентиры в изменившейся исторической обстановке. Усиливающаяся глобализация привела к росту этнического самосознания малочисленного народа, что повлекло за собой интерес к эт­ ническим ценностям, истории своего рода. Все это нашло отражение в ме- муарно-автобиографической прозе саамских литераторов. Однако вне поля зрения саамских писателей все еще остаются глобальные события истории: революция, гражданская война, период коллективизации и репрессий, только начинает затрагиваться тема жизни на сломе эпох. Наиболее осве­ щена как в саамской прозе, так и в поэзии тема Великой Отечественной войны, а также тема укрупнения деревень и духовно-психологические по­ следствия этого процеса, который можно назвать этнической трагедией. В истории литературы российских саамов можно наблюдать «процесс перехода художественного сознания от фольклорного типа мышления к литературному» [36], обращение к национальному фольклору и мифологии, к традициям русской литературы. В то же время для саамских писателей модернизация художественного дискурса нехарактерна. Большинство са­ амских художников слова женщины, что дало право говорить о «матриар- хальности» саамской литературы. Остро стоит вопрос билингвизма в среде саамских писателей, степень владения родным языком которых различна. На саамском языке писали О. Воронова, А. Антонова, И. Виноградо­ ва, О. Перепелица, С. Якимович. Продолжает писать К. Коркина. Пробова­ ла писать на саамском Э. Галкина, пишет сегодня Антонина Антонова. Остальные художники слова создают свои произведения на русском языке. Творчество их разное по вкладу в литературу и по художественному уров­ ню произведений. Есть авторы только одного стихотворения (Г. Юшков, Н. Кузнецов (Матрехин)) - рукописи их стихов потеряны или находятся в частных архивах. В то же время есть писатели, определяющие дальнейшие 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz