Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

Несколько статей о творчестве саамских писателей можно найти в журнале «Наука и бизнес на Мурмане»1, в книге «Гендер в творчестве со­ временных писателей коренных народов Европейского Севера России» [102, с. 141-149, 150-156, 168-176]. Это чаще всего обзорные статьи всего творчества или в ракурсе одной темы. Системного анализа саамской лите­ ратуры не предпринималось. Не так давно почерпнуть сведения о саамских литераторах можно было в «Антологии саамской литературы» (2012), где свое творчество представили восемнадцать писателей, о каждом из которых написана лите­ ратуроведческая статья [7]. В 2019 г. вышел «Альманах саамской литера­ туры», в нем читатель знакомится с творчеством 25 поэтов и прозаиков, во вступительной статье дан обзор саамского литературного процесса, обо­ значены основные тенденции развития [6]. Большой интерес представляют современные исследования фольк­ лора и литературы российских саамов западными учеными [277; 279], од­ нако их до обидного мало. В последнее время сведения о литературе восточных саамов и твор­ честве некоторых писателей стали доступны западной аудитории [274; 275; 276]. Саамская литература сегодня представлена в нескольких издатель­ ских проектах России. Указом Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 была утверждена феде­ ральная программа «Дети России» в качестве президентской программы, в состав которой входила целевая программа «Дети Севера». Президентская программа «Дети России» была продлена на 1996-1997 гг. Указ Президен­ та РФ от 18.08.1994 № 1696 «О президентской программе дети России» был признан актуальным и в 2018 г. Большое внимание было уделено детям российского Севера. В рам­ ках реализации федеральной целевой программы «Дети России» (подпро­ грамма «Дети Севера») в 2002 г. средние учебные заведения регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока получили в дар книжную серию «Се­ верная библиотека школьника». В нее вошли 4 тома, включающие поэзию, прозу, фольклор коренных народов Севера, в том числе и саамов. В «Прозу» включены произведения писателей-северян последних де­ сятилетий XX в., в которых осмысливаются судьбы своих народов сквозь призму событий прошлого: гражданской войны, террора 1930-х гг., кол­ лективизации, борьбы с шаманством. Размышления авторов о дне сего­ дняшнем полны горечи и тревоги за судьбу малочисленных этносов, эко- 12005 (№ 5); 2007 (№ 5); 2010 (№ 2). 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz