Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
истоках, иногда усилить впечатление от переживаний лирического героя [93, с. 15,42]. В поэме «Тайна Бабьего озера» Воронова обращается к жанру саам ской сакки. В основу сюжета положена древняя саамская легенда о чуди - врагах саамов, стойкости саамских женщин, не сдавшихся в плен, о тра гичном исходе противостояния разбойников и жителей погоста [37], ис пользован мифологический мотив окаменения, который является распро страненным мотивом саамского фольклора [209, с. 6]. Все это говорит о глубинных мифо-фольклорных истоках поэзии Вороновой. Сейды почитались саамами как священные камни, обиталище духов- предков, иногда - родоначальником жителей какого-нибудь населенного пункта [257, с. 133], духом-хозяином определенной территории, от которо го зависела удача в промыслах [159]; духом нойда [88, с. 458-459]. В сказ ках Кольского Севера сейдам приписывается человеческое происхожде ние: в сейда мог внезапно превратиться человек. Все это свидетельствова ло о связи жертвенных мест саамов с представлениями о культе земли- матери [219, с. 255]. Один из самых популярных сейдов в системе Чудзъ- яврского бассейна находится в 4 км от озера Чудзъявр и в 15 км от селения на берегу озера Акияврь, или Бабозера. О легендах, связанных с этим сеи дом, подробно написано у Н.Н. Волкова [92, с. 74]. Легенду о происхожде нии этого сейда взяла за основу сюжета О. Воронова в своей поэме «Тайна Бабьего озера» [195, с. 6]. В стихах поэтесса использует саамские мифы о северном сиянии [94, с. 216], происхождении гор, конце света [93, с. 20], рифмует народные за гадки: Отошла пора морошки. / Повстречался с ночью день [93, с. 90]; Не находит солнце горизонта —/ День и ночь сияет с высоты [93, с. 85]. Ге роями ее стихотворений становятся сказочные человечки Чахкли [94, с. 105]. Обращается поэтесса и к жанру байсы —«короткого рассказа шуточ ного содержания» [37], в котором обыгрывает случаи из жизни односель чан [93, с. 56]. Пожалуй, первым заметил нравоучительность и назидательность от дельных бывалыцин и песен саамов Н. Харузин, который и обозначил это как особенность саамского фольклора. Для таких произведений было ха рактерно отсутствие конкретизации места действия и героев сказок, четко выраженные этнические социальные требования —«кодекс правил», отра жены взгляды вкусы саамов [252, с. 391-392]. Нравоучительность присуща и некоторым стихам О. Вороновой, в которых она преподает урок или предлагает советы дочери [94, с. 31], мо лодым пастухам, устанавливающим куваксу (чум) [93, с. 99]; иногда пишет 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz