Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

истоках, иногда усилить впечатление от переживаний лирического героя [93, с. 15,42]. В поэме «Тайна Бабьего озера» Воронова обращается к жанру саам­ ской сакки. В основу сюжета положена древняя саамская легенда о чуди - врагах саамов, стойкости саамских женщин, не сдавшихся в плен, о тра­ гичном исходе противостояния разбойников и жителей погоста [37], ис­ пользован мифологический мотив окаменения, который является распро­ страненным мотивом саамского фольклора [209, с. 6]. Все это говорит о глубинных мифо-фольклорных истоках поэзии Вороновой. Сейды почитались саамами как священные камни, обиталище духов- предков, иногда - родоначальником жителей какого-нибудь населенного пункта [257, с. 133], духом-хозяином определенной территории, от которо­ го зависела удача в промыслах [159]; духом нойда [88, с. 458-459]. В сказ­ ках Кольского Севера сейдам приписывается человеческое происхожде­ ние: в сейда мог внезапно превратиться человек. Все это свидетельствова­ ло о связи жертвенных мест саамов с представлениями о культе земли- матери [219, с. 255]. Один из самых популярных сейдов в системе Чудзъ- яврского бассейна находится в 4 км от озера Чудзъявр и в 15 км от селения на берегу озера Акияврь, или Бабозера. О легендах, связанных с этим сеи­ дом, подробно написано у Н.Н. Волкова [92, с. 74]. Легенду о происхожде­ нии этого сейда взяла за основу сюжета О. Воронова в своей поэме «Тайна Бабьего озера» [195, с. 6]. В стихах поэтесса использует саамские мифы о северном сиянии [94, с. 216], происхождении гор, конце света [93, с. 20], рифмует народные за­ гадки: Отошла пора морошки. / Повстречался с ночью день [93, с. 90]; Не находит солнце горизонта —/ День и ночь сияет с высоты [93, с. 85]. Ге­ роями ее стихотворений становятся сказочные человечки Чахкли [94, с. 105]. Обращается поэтесса и к жанру байсы —«короткого рассказа шуточ­ ного содержания» [37], в котором обыгрывает случаи из жизни односель­ чан [93, с. 56]. Пожалуй, первым заметил нравоучительность и назидательность от­ дельных бывалыцин и песен саамов Н. Харузин, который и обозначил это как особенность саамского фольклора. Для таких произведений было ха­ рактерно отсутствие конкретизации места действия и героев сказок, четко выраженные этнические социальные требования —«кодекс правил», отра­ жены взгляды вкусы саамов [252, с. 391-392]. Нравоучительность присуща и некоторым стихам О. Вороновой, в которых она преподает урок или предлагает советы дочери [94, с. 31], мо­ лодым пастухам, устанавливающим куваксу (чум) [93, с. 99]; иногда пишет 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz