Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

«Все на свете имеет свой голос и звук», «Сенокос», «Чем ты притягиваешь, родина». Для О. Вороновой характерно мифологическое мировоззрение, кото­ рое находит свое отражение в стихах поэтессы. Как и все саамские дети, она постигала фольклор исподволь, через рассказы и пение взрослых. Ее поэтический талант обнаружился рано, она тонко чувствовала окружаю­ щий ее мир природы, о чем сама вспоминала, став взрослой: «Прошло уже больше сорока на свете прожитых лет, но до сих пор, как и тогда, хотела бы идти я по новым неизведанным путям. И сейчас я к земле обращаюсь: ты откликнись голосистым запевом жаворонка, полетом трясогузки, и пусть сосны напомнят отшумевшую мою весну...» [222, с. 9]. О прощании с ба­ бушкой и сестрой перед тем, как уехать из родного села в школу-интернат Ловозера, Воронова писала: «“Счастливого пути!” - шептали мне кусты ивы и черемухи, смородины и рябин. Красавица-осень... Но воздух про­ хладный казался мне дыханием весны, дыханием бабушки...» [222, с. 12]. Мифологическое мировоззрение поэтессы, характерное для языческо­ го мировоззрения саамов, заявляет о себе в ее стихах. Сознание таких людей отличали «эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, а(до)логичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм),одушевлять его отдельные части (анимизм)» [255, с. 17]. Одним из основных образов поэзии О. Вороновой является образ Земли —Мадер-акки, которую саамы отождествляли с материнским нача­ лом. Ей они поклонялись, когда шли в лес на охоту или за ягодами, у нее «выкупали» себе лесные дары. Матерей Природы было несколько, и они отвечали за все живое на планете. Старшей из них считалась Мадер-акка, за ней следовали ее дочери Сар-акка, Урс-акка и Юкс-акка [256, с. 267]. Отношение к родной земле как к близкому человеку выражено в обраще­ нии поэтессы к ней на ты : Край милый, Ловозерье, Край возрожденья дня, Каким, признайся, зельем Ты напоил меня? [94, с. 127]; Снегиря увижу р я ­ дом. Ты куда такой нарядный? [94, с. 148]; речка Вирма, речка Бирма, что таишь ты в глубине? [94, с. 93]; да что ты, эхо [94, с. 144]. Такая форма обращения к земле персонифицирует ее и напоминает древние формы заклинаний духов, обитающих, по поверьям саамов, в каж­ дом камне, дереве, ручье. Мифологические представления позволяют О. Вороновой вступать в диалог с природой, просить ее: сияй, светило, с вышины, / Лучи раскиды­ вай пошире [94, с. 115], расскажи мне, земля [94, с. б1?,], растите, зеленей­ те, печалясь в трудный час (к лесам. —В. Б.) [94, с. 128]; благодарить: я тебя благодарю, снежница-зима [94, с. 115]; объясняться в любви: травы 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz