Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
[20, с. 74]. Далекое прошлое все больше напоминает о себе душевным уютом, теплом близких душ, все больше идеализируется и поэтизируется. Сын тундры, поэт так и не смог привыкнуть к навязанной цивилизованной жизни: Здесь отдых природой дарованный, / Живу, как мой дед, не спеша. / Спокойно, нецивилизованно, / Сполна отдыхает душа! [20, с. 74]. Слияние с родной природой рождает у поэта вдохновение. Одной из отличительных особенностей поэзии А. Бажанова является устремленность в прошлое, существование в настоящем и незаявленность будущего. Это констатирует сам поэт в диалоге с собой: И что ты все пи шешь про снег, / про тундру, метель и морозы. / А где же герой, человек, / его устремленья и грезы? [20, с. 138]. На склоне лет поэт вспоминает о мечте юности: Я желал бы двух оленей / Непременно завести. / И, как в юности, без лени / У Нотозера па сти [20, с. 108]. Желание жить по-дедовски: ладить на зимы припасы, ры бу неводом ловить - вот гармония, к которой стремится душа поэта. Продолжает звучать тема войны в таких стихотворениях, как «Упряжка», «Юрькино», «Отец», «Сироты». Это не только воспоминания о страшных годах, но и осмысление произошедшего, появление чувства ответственности и вины за все, что свершилось. Шесть раз повторяется рефреном предложение Я виноват в стихотворении «Я виноват, что нет в живых отца», каждый раз обозначая новую вину, которую поэт берет на себя: Я виноват, что нет в живых отца, ...что не обрел крыльца, которое родительским зовется, ...что надорвалась мать в сплошном послевоенном лихолетье, ...что не сумел понять, откуда дул на нас смертельный ветер, ...что творческая грусть дала мне шанс, окрепнув духом, выжить, ...что не могу устать, остановиться, задохнувшись гонкой... [20, с. 54]. Пожа луй, это самое трагичное по мировосприятию стихотворение. Теме войны и военного детства посвящена поэма «Цвет детства» [20, с. 156], которая заключает второй сборник стихов. В основу поэмы легли некоторые переработанные стихи из первой книги поэта: «В неброс ком тундровом местечке», «Гимнастерка», «Беда ль, что числился подпас ком», «Тулома». Это лирико-философское раздумье о драматической судьбе военного поколения, о судьбе своего отца, о своей судьбе. «А па мять требует вернуться» —лейтмотивом звучит строчка. Основная тема произведения —военное лихолетье, тема памяти. Лирический герой всмат ривается в прошлое, картины которого чередой проходят перед ним: по лянка детства, которой давно нет, но память о ней жива; родная река, по могающая забыть и счет годам, и горечь бед, тончайший запах смолы в великолепном весеннем лесу, мальчишечьи забавы полярной весной. Все 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz