Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
тема противопоставления настоящего: В домах безликих и кирпичных - прошлому, традиционному и привычному чуму, надежному щиту тепла и дум. Вывод Бажанова искренен и горек: Конечно, к чуму нет возврата, Избушка с печью мне милей. Но разве тундра виновата, что нет хозяина у ней! Любовь поэта к родному краю сродни блоковской любви к родине: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне...» Саамский поэт то же не предает малую родину, оставаясь с ней в горе и радости: Край, похожий на зимнюю сказку, В нем сдружились и сказка и новь. И суров ты, и скуп ты на ласку. Но с тобой моя жизнь и любовь! [20, с. 92] О чем бы ни писал А. Бажанов, картины прошлого и настоящего в его стихах разворачиваются на фоне природы. Поэтому, наверное, он отдал дань всем месяцам года, в каждом находя свое очарование. Стихи Бажанова о природе наполнены яркими, оригинальными ме тафорами и сравнениями: май вернулся лебединой стаей, так и не порадо вав теплом-, серый ветер лихо нахлобучил шапку туч на лысину Хибин-, вес на пришла беспечною девчонкой, нацеленной на пламенный порыв ; дожди Хибинам спины вымыли-, у сосны восхищенной слезки изумрудом зажег восход. Это не просто олицетворение природы, это своеобразный гимн жи вому существу, другу, защитнику. В стихотворении «Пролетело отрадное времечко...» образ осени- женщины персонифицирован: Машет осень прозрачным передничком из унылого ситца дождей, потому что, как любая женщина, ревнует: не легко ей ужиться со сплетнею: что зима, мол, с морозом близка-. Да, зима одевается девушкой В дорогой подвенечный наряд, С ней соперничать осени - где уж там! Только листья, как уши, горят [20, с. 68]. Природа и человек в творчестве А. Бажанова живут по одним и тем же законам, что соответствует мифологическому мировоззрению саамов и мировосприятию самого поэта, основными характеристиками которых яв ляется гармоничность сосуществования человека и космоса, их цельность и нераздельность. При описании чувств и состояний человека и природы проявляются «анималистические представления поэта»: Рыжей лайкой вбежало утро, / упреждая Полярный День; Смех наш стал бельчонком 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz