Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
пестро одетая толпа моего Беляка? [19, с. 3]; увидев лепестки морошки из-под растаявшего снега, подросток радуется: Не погибла! [19, с. 14], пе реживая о друге, уехавшем поступать в летное училище, Данилка часто думает: Как там в училище живется Кольке? [19, с. 17]. Сосредоточен ность на внутреннем состоянии героя, описании его душевной жизни уси ливается отсутствием портрета Данилки. Изображение эмоционального состояния характерно и для создания характеров других персонажей повести. Автор подчеркивает глубокие пе реживания и искреннюю благодарность опытных оленеводов во время вы ступления Данилки с чтением своих стихов [19, с. 22]; показывает, насколько тяжело дается отцу решение сообщить Данилке, что в этом году на соревнования едет вместо него Григорий. Неторопливо, подбирая слова, ведет он разговор за ужином о делах в стаде, оттягивая трудное и для него решение. Прием антитезы - психологическое состояние главного героя и нарочито медлительное поведение отца - подчеркивает душевное состоя ние героя [19, с. 34]. Кульминацией повести является неожиданное для Данилки решение отца: А ведь тебе, сынок, придется отдать оленя Григорию [19, с. 33], по сле которого Данилка с трудом понимал, о чем дальше говорил отец, ско рее по жесту руки понял и взглянул к лесу [19, с. 33]. Вслед за этим эпизо дом наступает развязка: Данилка должен принять случившееся, и помочь в этом может народная мудрость. Автор вводит в произведение известную саамскую легенду о север ном сиянии, согласно которой нельзя было нарушать негласный закон предков: свистеть в полярную ночь при его появлении. Сияние покарало за это, забрав юношу к себе на небо. В этой легенде заключена этническая мудрость о сохранении традиций и уважении к законам предков, смысл повести [19, с. 35], что еще раз подчеркнуто в развязке произведения: по беда Григория на 52 областном Празднике Севера явилась результатом продолжения саамских оленеводческих традиций. Особенностью повести являются пейзажные зарисовки, которые да ны через восприятие главного героя, тонко чувствующего и понимающего красоту северной природы: полярную ночь в темно-звездном платье-, не смелый рассказ ручья о зиме, что провалилась в подтаявший сугроб и про мочила выходные белые пимы 1 [19, с. 27]. Особенно нравится Данилке наблюдать за «трепетом» северного сияния, которое представляется герою существом одушевленным и вызывает его восхищение: Вот - переливает ся плавно, исчезает, вновь появляется, ширится, лучится, убегает. А крас 1Пимы - обувь из шкур оленей. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz