Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

и любого природного явления» [53, с. 173]. Для представителей малочис­ ленного народа это являлось гарантом физического сохранения рода в су­ ровых северных условиях. Богатый этнографический контекст создается за счет использования этнографизмов: кувакса1, игна, хорей2, няртало 3, нарты, кережи 4, тоборки, пимы5, важенка 6, использования оленеводческих терминов: просчет ста­ да, выбраковка, передовой, загонные, буксировщик, гонщик, кочевание [38]. Символично название повести. Олень в саамской культуре занимает особое место: это тотемное животное, от которого в древности саамы вели свое происхождение. Долгие столетия олень для человека тундры был всем, саамы признавались В.В. Чарнолускому: «Ты сам посуди: всякая тварь человеку дана - ну там рыба, дичь, пушной зверь... А вот олень - он сам мне дает. Он есть, и я есть... Вся наша жизнь - олень. Мы сами почи­ тай что олени» [256, с. 21]. Особым почитанием в саамской культуре пользовались белые олени: белый цвет считался сакральным. Тотемный предок саамов - «белый, как снег», олень с золотыми рогами [257, с. 74, 84]. В древности саамы прино­ сили в жертву Солнцу молодую самку-олениху, причем она должна была быть обязательно белого цвета. Белые тона преобладали в свадебной и по­ гребальной женской одежде. Белый мех пользовался особой популярно­ стью у саамских мастериц [63, с. 192, 204, 246]. Образ Белого оленя символизирует в повести мечты главного героя 0 победе в соревнованиях: С ним он связывал гордые надежды [19, с. 17]; Теперь Беляк связал в один неразрывный узел все помыслы и мечты моло­ дого пастуха [19, с. 23] и традиционные ценности саамов, жизнеспособ­ ность этноса. В основе образа Беляка лежит архетип оленя, связанный с мотивом летучести, именно так дается описание животного, который мчится стремительно, с гордо поднятой головой, «летит» [19, с. 18]. Срав­ ним: «То олень бежит златорогий. Белый он - его шерсть серебристее сне­ га. Черную голову держит высоко, закинул рога и на невидимых крыльях летит. Ветры вольные - его дыханье, они несут его в полете, в его пути. <...> Знай: то Мяндаш-пырре7» [257, с. 80]. Бег Беляка сравнивается с са­ амской песней [ 19, с. 31 ]. 1Название саамского жилища. 2Приспособления для управления упряжкой. 3Аркан для ловли оленя. 4Повозка для передвижений. 5Национальная саамская обувь. 6Название оленихи. 7Космогоническая легенда саамов. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz