Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
ность, он подкрепил свои слова авторитетом поколений: Так идет от пра дедов [19, с. 18]. Особенно важным было установить контакт между пасту хом и оленем, для чего надо было разбираться в психологии животного, понимать его, не обижать и не наказывать: Кормящееся стадо пугать не принято [19, с. 20]. Уроки народной этики отец преподает ненавязчиво: Не приучены саамские дети забираться в тепло жилья раньше родителей. Это неписаный закон тундры [19, с. 32]. Особые законы касались взаимо отношения спортсмена и животного: Потеряешь терпение - отойди, успокойся, не ожесточайся [19, с. 30]. Подросток впитывает отцовские со веты, полученные, в свою очередь, от деда Ильи, опытного буксировщика, и полностью доверяет опыту взрослых, которые в молодости были отлич ными спортсменами, не единожды побеждая в оленьих гонках. Искусство управлять оленями отец передал своим сыновьям Григорию и Данилке вместе с умением понимать природу, видеть в ней изменения и согласовы вать с ними свои действия: Снег в этот год придет рано, надо торопить ся с просчетом стада, сделать выбраковку [19, с. 21]. Особое место в повести занимают образы животных - оленя и соба ки. Для саамов был характерен вольный выпас оленей в течение лета, т.е. без пастухов. Главной заботой оленевода был сбор животных осенью, зим нее наблюдение и весеннее участие в отеле. Собака для саама-оленевода имела огромное значение. Она выполняла роль пастуха при стаде, обегая большие пространства, лаем сгоняя оленей в кучу. Без ее помощи не про изводилась ни одна операция в стаде, исключая отел, поэтому к оленегон ной собаке предъявлялись особые требования: «послушание и сообрази тельность, выносливость и быстрота бега, спокойствие на привязи и отно сительно вежливое обращение с оленем, т.е. лаять на него, пугать, но в редких случаях кусать», за хорошо обученную нестарую стадогонную со баку без известных пороков давали лучшего передового быка [92, с. 15, 17]. Это хорошо знал А. Бажанов, поэтому и включил в ткань повествования эпизод спасения своего отца собакой, рассказанный ему после возвраще ния отца с фронта, правда, в повести такими собаками являются Чап и Пальма. Позже и сам писатель не расставался с собакой, о которой не раз писал в стихах. Метафорично описывает Бажанов оленье стадо: Объезжая стадо, он внимательно всматривался в живую теплую реку спокойно па сущихся оленей. Основное русло разлилось на несколько километров. Жи вая река ни на минуту не останавливалась [19, с. 15]. Всему образу жизни саамов в древности свойственна была природо- сообразность. Взаимоотношение человека и природы подчинялось «прин ципу биологического равенства, равного права на существование человека 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz