Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
молодежи в бригадах оленеводов становилась реальностью и катастрофой для оленеводства, саамские юноши, воспитанные в школах-интернатах, ото рванные от традиционной культуры, предпочитали строить свою жизнь по- другому, чем их отцы и деды, поэтому выбирали рабочие профессии вез- деходчика, шофера, тракториста, плотника и слесаря. Молодежь не видела ничего страшного в «перестройке» и «ускорении», которые сначала обна деживали и манили прекрасным будущим, а опытные оленеводы не сразу поняли опасность для тундры появления в ней вездеходов и тракторов. Не случайно в повести дан эпизод самовольного ухода из стада Леньки, сына оленевода Кондратия, в самый ответственный для оленево дов период отела. Никогда не внушавший доверия, он не был воспитан в уважении к традициям предков, поэтому легко, с ленцой относился к их труду, что открыто показывал. Тяжело переживает поступок Леньки его отец Кондратий, понимая, что сыну доверить знания предков нельзя. Из-за случившегося попадает в больницу [19, с. 21]. Так и Колька, друг Данилки еще в школе-интернате увлекся автомобилями, посещал кружок автодела, а позднее и вовсе стал мечтать о пофессии летчика. Все это тревожит главного героя, ставит перед ним совсем не дет ские вопросы, на которые пока ответа нет: кому старики передадут свои знания, кто подхватит традиции, кому можно доверить тундру и оленей? [19, с. 16]. Подросток чувствует ответственностью за дело отца, не мыслит своего будущего без оленей, поэтому выдерживает все испытания, выпав шие в самую сложную неделю отела, которую автор повести сравнивает с фронтовой. Эта неделя расставила все точки над «и» в сознании Данилки и определила его выбор: Его место здесь, возле отца, отдавшего тридцать лет работе в стаде, возле братьев, в совершенстве постигших древнее искусство [19, с. 13]. Народная этика саамов не предполагала поучительности и назида тельности, детей всегда воспитывали в любви, без принуждения, но при этом образцы поведения, этнические ценности передавались с раннего дет ства путем подражательной педагогики [38; 53, с. 171]. Примером для под ростка всегда служил его отец, который и в тот момент, когда решил со общить сыну о своем решении не отправлять его в нынешнем году на Праздник Севера, сумел найти подходящие слова, чтобы не причинить душевную травму Данилке. Прекрасно понимая психологию подростка, он по-взрослому поговорил с ним, объяснил, что в жизни нельзя руководство ваться только своими желаниями: Ты уже взрослый и очень скоро в этом убедишься [19, с. 34]. Объясняя законы взаимоотношений человека и при роды, в основе которых лежала взаимозависимость и природосообраз- 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz