Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
верной - почти собачьей выносливости, рискованного расчета, борцов ской ловкости [19, с. 10]. Именно поэтому в среде саамов ценились люди опытные, верные своему делу. Образцом такого оленевода, ладного да сноровистого, любое дело выполняющего легко, играючи [19, с. 7], является для главного героя стар ший брат Григорий, который, благодаря таким качествам, занял I место в районном Празднике Севера. Не случайно подросток часто думает о брате, мысленно с ним советуется, не хочет подвести: ему хотелось походить на Григория [19, с. 10]. Образ Григория близок образу фольклорного персо нажа. В нем угадываются черты саамского богатыря Ляйне, который пред ставлялся саамам человеком необыкновенной силы, смелости, победите лем врагов и защитником свободы саамского народа. И Григорий, дей ствительно, настоящий друг, опытный пастух, готовый всегда прийти на помощь брату. Ловкость, натренированность, физическая закалка делают его непобедимым в соревнованиях, не случайно он становится чемпионом 52 областного Праздника Севера. Особенно восхищен Данилка поступком брата, который за полдня одо лел на лыжах 60 километров, чтобы помочь сломавшему ногу товарищу - доставить в тундру медицинскую помощь. В то же время подросток отмеча ет, что никто не восторгался, не благодарил Григория, благодарили только прилетевшего врача [19, с. 9], и его удивляет такое отношение членов бри гады и отца к «подвигу» брата. В этом эпизоде Бажанову удалось запечат леть характерную черту менталитета саамского оленевода, сурового, муже ственного, сверхчеловеческой закалки, сдержанного в проявлениях внешних эмоций, способного на глубокую и искреннюю благодарность, наделенного богатством внутренних эмоций. И главный герой со временем начинает понимать этику народных отношений: уклад жизни оленеводов не распо- лагал к сентиментальности, в то же время люди умели сильно и глубоко [19, с. 22] чувствовать красоту, ценить талант, сопереживать другому, что увидел подросток во время выступления перед ветеранами-оленеводами, когда прочел им свои стихи, вот поэтому у Данилки в душе полыхала без граничная радость. Он учился читать в душах оленных людей [19, с. 22]. Знание жизни оленеводов изнутри позволило писателю обозначить только еще зарождающиеся социальные проблемы, которые позднее ста нут главными в саамском социуме, приведут к низкому уровню занятости в оленеводстве представителей коренного населения: утрату традиционных ценностей этноса, «углубляющийся отрыв саамской молодежи от своих истоков, от традиционных занятий» [110, с. 57]. Подросток видит, как пе реживает по этому поводу его отец [19, с. 21]. Малочисленность саамской 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz