Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

другом, самому гонщику надо ежедневно упорно тренироваться, чтобы но­ ги стали крепкими, тело гибким и выносливым. Образ Данилки автобиографичен: с детства знакомый с трудом оле- невода-пастуха, о другой профессии он, как и А. Бажанов в свое время, не мечтал. До школы кочевал с родителями в тундре, а к первому классу его отвезли в село и отправили в школу-интернат, где дети оленеводов жили на попечении государства. Все школьные каникулы Данилка, как и А. Ба-. жанов, проводил в стаде с отцом и братом. Главный герой поэтически ода­ рен, тонко чувствует природу Севера, пишет стихи, что также роднит его с автором. В образе друга Данилки - Кольки - также собраны некоторые черты Бажанова, например, мечта поступить в военное училище, но Да­ нилка осуждает друга, считая его желание изменой традициям. Все события повести помещаются в один год, во время которого мы наблюдаем за внутренним взрослением героя. Вначале это ребенок, которому интересно занятие старших как се­ мейное дело, традиция семьи. Мы узнаем о мечте героя выиграть в олень­ их бегах. Автор проводит подростка через испытание самой напряженной весенней неделей, во время которой происходил отел в стаде, но Данилка выдерживает эту взрослую нагрузку. Главный герой постигает народную мудрость, которой щедро делится с ним отец, начинает понимать души «оленных» людей, ощущать единение с ними, наконец, чувствует свою от­ ветственность за будущее саамского народа. Это был процесс формирова­ ния подростка в пастуха-оленевода. Не случайно последние слова повести звучат из уст старого деда Захара, который много повидал и умеет разби­ раться в людях: Настоящий саамский парень! [19, с. 39]. Похвала, адресо­ ванная Григорию, является авансом Данилке, который во всем старается походить на старшего брата. В повести А. Бажанова ярко заявляет о себе «фольклорно-этнографи- ческий контекст» [111, с. 6, 14]. Автор знакомит читателей с традицион­ ным укладом жизни саамов, культурой и этикетом, раскрывает миропони­ мание, нравственные принципы, интересы коренного народа Севера, для которого традиционным занятием было оленеводство. В картине мира саамов одной из высших нравственных ценностей является ценность труда и отношение к нему «как к своему предназначе­ нию, условию существования для людей и одновременно тем самым - для себя» [53, с. 169]. Труд оленевода требовал многих знаний и умений: он должен был охранять стадо от зверей, клеймить оленей, кастрировать сам­ цов, ухаживать за новорожденными телятами в период отела [92, с. 17]. Но кроме этого, труд оленеводов требовал полной самоотдачи, порой неимо­ 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz