Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

Выглядел угрюмым, Сдавленным неволей. Был ты краем чумов, Был ты краем горя... Радость не селилась В тундре полудикой... [18, с. 52]. Этой картине прошлого противопоставлена якобы счастливая карти­ на настоящего, однако она нарисована схематично, поэт только и ставит в заслугу счастливому новому появление городов и сел по сопкам, по лесам еловым, по оленьим тропам. Теперь уже можно говорить о том, что такое развернутое строительство губило тундру, нарушало экологию, уничтожа­ ло ягельники - основной корм оленей, поэтому исчезали стада, приходи­ лось переходить все дальше в те районы, где природа еще сохраняла свой первоначальный вид, где можно было существовать саамам и их оленям. Но этого поэт будто не видит: край мой стал моложе, / все ему по силам... Многозначительное троеточие в конце строчки заменяет собой все, что на самом деле происходило с родным Заполярьем, поэту словно не хватает дыхания продолжить воспевание новой, «лучшей» жизни, и он предпочи­ тает замолчать. Не мог не видеть потомственный оленевод, что творилось с саамскими селами, с саамским народом, культурой. Не мог не понимать, что разрушаются традиции, гибнет оленеводство, а значит, нет будущего у саамского народа. Скорее всего, это была дань теме «прежде и теперь» [180, с. 20], шаблонное идеологическое противопоставление «старого» и «нового» [240, с. 17], которое звучит и в последнем стихотворении сбор­ ника: Всякий раз, когда бывает трудно, / Чувствуешь — не выдержать борьбы, / Вспомни: ты хозяин вечной тундры, / А не ветхой дедовской из­ бы! [18, с. 53]. Жизнь расставила акценты. Аскольд Алексеевич не смог исполнить своей мечты стать оленеводом, жить в тундре. Окончив школу, он посту­ пает в авиационное училище, но после неудачного прыжка ему приходится отказаться от мечты стать летчиком. После этого он поступает в Ленин­ градский педагогический институт на факультет народов Севера —отделе­ ние физики —однако не заканчивает его. По воспоминаниям знавших его сельчан, он вернулся домой из-за болезни матери. Зато именно в стенах института начинает серьезно заниматься литературным творчеством. А. Ба­ жанов вернулся в родное Заполярье, чтобы открыть миру его красоту, вы­ полнить завет предков - взахлеб любить свой отчий край. Особенностью первой поэтической книги А. Бажанова является практически отсутствие в ней любовной лирики. Поэт глубоко прячет свои 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz