Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
нансом звучит тема покинутого дома - покинутых саамских поселков, где прошло детство таких же, как он, саамских детей: Теперь уж нет ни той деревни, / Ни тех землянок по ручью, / И только ели сонно дремлют. / Они молчат. И я молчу [18, с. 35]; тема ушедшей красоты природы, разбужен ной новым укладом жизни, загубленной стальными машинами, что без разбору колесят по тундре, сминая на своем пути деревья и ягель - основ ную пищу оленей: И замрет природа, увядая, / коль красу ее не поща дить... [18, с. 37]. Тревожит поэта и неопределенное будущее своего народа, судьба оленеводства - традиционного промысла саамов: Кто сказал, что север ных оленей / Скоро будет незачем пасти, /Д ай , мол, срок - и техника за менит... [18, с. 37]. Как назидание, убеждение звучит вывод поэта: Будет тундра вечно молодая, / Если в ней олени будут жить! [18, с. 37]. С годами стихи о любви к родной земле становятся наполненными болью и грустью от невозможности повернуть время вспять и что-то ис править. Таково глубоко лиричное стихотворение «Тулома», посвященное реке детства: Я приеду к тебе, Тулома, / хоть и минуло много лет, / поси деть на крылечке дома, / что ступеньками на рассвет [18, с. 45]. Образ дома остался только в воспоминаниях: белой ночью найду полянку, / на которой стоял наш дом [18, с. 45], и потому нечаянная радость необъяс нима и для самого лирического героя: Друг мой, сердце, чему ты радо? [18, с. 45]. С горечью сознает поэт, что тундра дорога только для коренных жителей, а людям пришлым, новым «хозяевам», она чужая, а значит, и отношение к ней потребительское: В чьем-то «точном» представленье / Север - тундра и пурга, / А саамские олени - / Это мясо да рога [1 8 , с. 49]. И все же последние стихотворения сборника «Солнце над тундрой» еще полны оптимизма, поэт словно убеждает самого себя в лучшем буду щем, в правильности преобразований, в правильности выбранного страной пути, отдавая дань советской идеологии: Недаром в нашем поселенье, / Идущем в двадцать первый век, / Все больше ценятся олени / И сам олен- ный человек! [18, с. 50]. В одном из последних стихотворений сборника - «Край мой» - поэт рисует картину прошлого и настоящего родной тундры. Прошлое края, края просторного, Севера бородатого, края озерного и богатого, нарисо вано темным, безрадостным, полудиким, многострадальным : В прошлом позабытый, Прозванный медвежьим, Был ты беззащитным, Был ты безутешным. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz