Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
сти кочевников-оленеводов. Дети оленеводов виделись с родителями толь ко во время продолжительных каникул, в интернате шло обучение на рус ском языке и по общеобразовательным программам, обучения традицион ным видам деятельности не велось. Так разрушался традиционный образ жизни саамов и семейные связи, забывались обычаи и умения предков. Это привело к коренной ломке многовековых устоев, разрушению традицион ного образа жизни, забвению родного языка [110, с. 55, 57]. О своих пере живаниях из-за невозможности поехать с дедом в тундру, чтобы пасти оленей, о своем непонимании происходящего тогда, о своих детских меч тах пишет Бажанов: А я все ждал, когда он громко скажет: «Послушай, Анка, отпусти мальца»... .. .Но дед молчал, он с матерью не спорил. Потом сказал: «Однако ты права!» И с плачем выпускник начальной школы Последние экзамены сдавал... [18, с. 30]. Символом дедова дома и неразрывной связи прошлого и настоящего, символом сохранения традиций является для поэта верный друг - веселый камелек [18, с. 24], который нынче экзотичным / показался сыну и дочурке', а тогда, землянку освещая, был он нашей лампой и печуркой [18, с. 25]: И когда в году послевоенном Дед срубил для внуков новый дом, Камелек в нем также неизменно Овладел положенным углом [18, с. 25]. В стихах Бажанова одинаково рельефно выписан и образ саамского паренька, все еще живущего по законам своих предков —в полном слиянии с природой, частью которой он себя ощущал: я буду жить, трудиться, как ручей, что никогда не требует награды [18, с. 30], уверенного в своем предназначении: В моем, еще мальчишеском, понятье Мерилом жизни был оленевод, Нужнее и естественней занятья Не представлял мой маленький народ... [18, с. 30], и образ пастуха-оленевода в добротных тоборках, в просторной малице... / зимы сильней [18, с. 48], хозяина вечной тундры [18, с. 53], и образ горня ка, шахтера [18, с. 6]. Но не только яркими красками, теплыми воспоминаниями о детстве, любовью к природе наполнена первая книга поэта. В ней постоянно диссо 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz