Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

среда обитания: Мы живем на Севере, / только не в глуши. / Мы живем с охотою, / К нам судьба добра... [18 , с. 6] Север - участник личной судьбы поэта, поэтому отвечает той же лю­ бовью своим детям - оленным людям: А тундра нас любит / За верность сыновью. / Мы Севера люди... [18, с. 15]; И дикий ветер Карнасурт /уж е спешит меня встречать', Теплеет взгляд Полярной Ночи — / Мы с ней дру­ зья и земляки [18, с. 19]; я нашим летом был обласкан [18, с. 35]. Лирический герой ощущает себя на равных и нераздельно с окружа­ ющей его природой: Попутного ветра / нам, тундра, с тобою! [18, с. 15]; в первый день что у Солнца спросишь? — / поздороваться бы успеть [18, с. 20]; И лес, и реки, и вершины, // и я —мечтаем о поре, // когда весь свет сойдется клином / / на нашей северной земле [18, с. 38]. Эти отноше­ ния носят характер «совместности» [194, с. 78]. «Край ты мой», - обращается лирический герой к Северу и признает­ ся в своих чувствах: Мне он - всех дороже, / с ним я всех счастливей! [18, с. 52]; Наши зимы невозможно не любить [18, с. 43]. Так зримо пред­ стает в творчестве Бажанова образ Севера-дома. Излюбленным у поэта является образ Солнца, не случайно Бажанова называют солнцепоклонником [74, с. 83]. Образ Солнца связан с тотеми­ стическими представлениями саамов, у которых в древности существовал культ светила - его почитали как прародителя всего живого, в саамской мифологии Солнце было мужского рода, его изображение являлось неотъ­ емлемой принадлежностью саамского бубна. Солнце участвует в космого­ нических и тотемных мифах саамов, тотемное животное —олень золоторо­ гий —отмечен Солнцем. Оно присутствует прямо или опосредованно почти в каждом стихотворении поэта и в названии сборника, поэтому стихи пер­ вой книги наполнены светом и теплом. Тема памяти в творчестве А. Бажанова сопряжена с темами детства, войны, народных вековечных традиций: а память требует вернуться, / волной манит к себе река, / и детство в одежонке куцей / зовет к себе из­ далека [18, с. 7]. Главными воспитателями будущего поэта были дедушка и бабушка, которые учили внука любви к своему краю, мудрому и бережному отноше­ нию к тундровому Дому, помогали понять свое предназначение. Завет пред­ ков поэт запомнил и увековечил в своих стихах: Чтобы с тундрой в дружбе жил, /Был ее полпредом/ И взахлеб ее любил—/К а к и наши деды! [ 1 8 , с. 11 ]. Благодаря бабушке будущий поэт познакомился с саамским народ­ ным поэтическим творчеством: И здесь, на северной опушке, / Уснувшей в девственной тиши, /Д орож е купленной игрушки / Мне были сказки и сти­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz