Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

тературу саамских авторов и преподавать язык на алфавите 1979 г. в шко­ лах, угрожая учителям разбирательством в прокуратуре. Усугубляет ситу­ ацию отсутствие в Мурманской области нормативно-правового акта о язы­ ке коренных малочисленных народов Севера, в котором был бы зафикси­ рован официальный письменный стандарт саамского языка, вследствие че­ го в тесктах на саамском используется как стандарт 1979 г., так и его вари­ ант с h и j [39]. Затянувшийся спор о нормативном саамском языке негативным об­ разом отразился на становлении литературного саамского языка, на его преподавании и владении саамами родным языком. На наш взгляд, споры вокруг алфавитов становятся все более неакту­ альными. Во-первых, носителей языка, могущих преподавать на любом ва­ рианте алфавита, становится все меньше. Во-вторых, учителя саамского языка не проходили курсы повышения квалификации. В-третьих, сегодня преподавание родного языка в основном проходит в устной форме, так как не все преподающие его обучались правилам орфографии. В сложившихся условиях безотлагательной задачей является введение полноценного пре­ подавания родного языка в школе, а не спор интересов. На наш взгляд, стоит учесть и мнение специалистов саамского языка относительно пред­ почтительности алфавита, и мнение саамской общественности. Таким об­ разом, саамский язык все еще требует серьезного обсуждения его проблем. Состояние саамской письменности сегодня лучше всего отражает недавно вышедший «Альманах саамской литературы» (2019), в котором произведения саамских авторов представлены на всех вариантах алфавита. В 2017 г. на запрос Министра образования и науки Мурманской об­ ласти Н.Н. Карпенко о статусах вариантов саамского алфавита ФГБУН «Институт языкознания РАН», ссылаясь на соответствующие законы и по­ становления, объяснил, что в РФ алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик строятся на графической основе ки­ риллицы. «Поскольку специальный федеральный закон о саамском алфа­ вите отсутствует, легитимными не могут быть признаны алфавиты, имею­ щие в своем составе латинские графические символы» [179]. Формированию саамского литературного языка и, как результат, ли­ тературы на родном языке препятствуют и другие причины: невостребо- ванность саамского языка в среде саамов и на государственном уровне в течение длительного времени; отсутствие на нем телепередач и прессы, ограничение незначительным временем радиовещания и, как следствие, использование саамами языка в основном на бытовом уровне, преподава­ ние в факультативной форме. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz