Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

М. Филиппов Шёпот набега волны на песок, Звонко обрадованный голосок, Яркий загар, Отдохнувшие плечи, В ходе движения - Разные встречи, Зелень, дающая воздух живой, Звук, излучающий дальний прибой, Лёгкость прохлады и писк комара, Сном утонувшая в тени жара... [7, с. 291]. В своем стихотворении М. Филиппов использует такую же синтак­ сическую конструкцию, как и А. Фет: одно сложное предложение, состоя­ щее из простых назывных. Его стихи неизбитые, иногда несколько туманные, заставляют разга­ дывать тайну мысли, плетут кружево слов. Поэтические образы калейдо- скопично сменяют друг друга. Возможно, какие-то стихи требуют дора­ ботки, но нельзя исключать и того, что без творчества этого неординарного человека современная саамская поэзия была бы неполной. Эпиграфом к жизненному и творческому пути поэта Филиппова по праву могут служить слова В. Маяковского: Нет людей, / Понимаете / Крик тысячедневных мук? / Душа не хочет немая идти / А высказать кому? Саамская проза обнаруживает влияние фольклора в таких жанрах, как литературная сказка, рассказ, повесть, роман, публицистика, автобио­ графия. Для произведений саамских прозаиков характерен синтез русской литературной и саамской фольклорной традиций. В последнее десятилетие XX века в литературе российских саамов наблюдается интерес к жанру литературной сказки, который связан с име­ нами Н. Большаковой, Н. Фениной, С. Якимович [33]. Как отмечает иссле­ дователь С.А. Гончаров [104, с. 91], «объясняется это тем, что литератур­ ный дискурс является недавно освоенным способом “говорения этноса о себе”, а потому - своеобразным медиумом-проводником из прошлого в настоящее и из настоящего в прошлое, то есть ретранслятором в новых условиях основополагающей для этноса “культурной памяти”». Первой в саамской литературе стала литературная сказка Н. Большаковой. В произведении Надежды Фениной «Вначале было слово» звучат со­ циальные мотивы, поднимаются насущные для саамов проблемы прав ко­ ренных народов на исконных территориях проживания. Ее герой ищет точку опоры в резко изменившемся мире и практически теряет себя в нем, 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz