Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

бенности колыбельной как жанра: использование формул, мотивы укачи­ вания, напутствие на будущее [107, с. 124—128]. Гражданскими мотивами наполнено творчество Ивана Матрехина (1958 г.р.), единственного саамского барда. Поэт противопоставляет про­ шлое саамов, в котором вольнее дышалось, свободно и в гармонии с при­ родой жилось на земле предков, и XX век, в котором нарушены законы жизни коренного народа: ...затуманился день, / Черный дым закружил над планетой, / Заболела Земля, стал не нужен олень... Лирический герой Матрёхина просит прощение у матери-Земли за ядерный бег, за нахлы­ нувшие беды, за то, что далеко не лучший след останется внукам, и выра­ жает надежду на то, что возможно землю беречь и охранять. С темой Ро­ дины у Матрехина связана тема покинутого, оставленного дома. Трагедия умерщвления саамских сел отражена в таких стихах, как «Покинутое селе­ ние», «Затопленное село». Риторический вопрос «Что случилось с люби­ мой родиной?» обращен к каждому сааму и заставляет задуматься над судьбой своей и своего народа в огромном мире [7, с. 232, 238]. Гражданское кредо поэта - понимание нераздельности судьбы своего народа с судьбой народов многонациональной России и в то же время утверждение уникальности любого этноса в семье разных национально­ стей: Из народов больших и маленьких / Вновь воспрянет великая Русь. Лирический герой поэзии И. Матрехина - не только житель Кольско­ го края, но и гражданин России и Вселенной. В числе немногих поднимает поэт тему репрессий 30-50 гг. на саам­ ской земле. Время, после которого долгие годы народ терял родной язык, этническую идентичность, в которое особенно быстро происходил разрыв традиций. Трагедия репрессированных сфокусирована в ряде вопросов, и нет искупления вины до тех пор, пока не будет на них ответа: За что? За то, что жизнь любил? Оленей пас, семью кормил? Или за преданность земле Свинцом прошили в тишине? («За что») В саамской литературе, на наш взгляд, менее всего связаны с народ­ ной традицией Виктор Чернышихин и Михаил Филиппов. Для их творче­ ства нехарактерен фольклоризм, они не касаются тем, близких саамскому этносу, своими произведениями полностью вписаны в русскую литературу. Михаил Филиппов (1960-2007) - поэт, художник, автор более 800 сти­ хов, трех неопубликованных книг, более 200 графических и живописных работ, участник Областного семинара молодых писателей (1993). Поэт со­ здает произведения, нехарактерные для саамской поэзии, основателями ко­ 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz